Спектакль Театра «Школа драматического искусства» «Моя жизнь» по одноимённой повести А.П. Чехова стал первой из трёх постановок начинающих режиссёров в рамках Молодёжной программы Театра «Школа драматического искусства». Это первая театральная режиссёрская работа уже заявившегося себя в сфере кино Данила Акутина.
К Чехову обращаются во все времена и бесконечно, и каждый находит своё – некий крючочек, зацепившись за который, можно начать раскручивать спираль, дающую ответы на массу вопросов и ключи ко многим разгадкам. Тем более ценно, если в это путешествие пускаются люди молодые, только свой путь начинающие.
Лейтмотивом постановки Акутина стала активная жизнь человеческого духа. Так неустанно учил всех своих «цыплят», а потом и «табачат» основатель Театральной Школы, которую окончил Данил, Олег Табаков.
Но ведь может случиться, что всем известное понимание сути театра Станиславским пройдёт мимо ушей, останется без внимания, не тронет смыслами, а может и наоборот - развернётся во всей своей красе на благодатном чеховском материале.
Вопросами исключительно духовного порядка – кто я и зачем пришёл на эту землю - живёт главный герой Мисаил Полознев, ища при этом ответы, как в материальной сфере, так и в отношениях между людьми.
Удача режиссёрских акцентов во многом связана с исполнением этой роли актёром Андреем Харенко, которому тонко удалось воплотить светлый и мощный внутренний мир героя - смиренного, доброго, но несгибаемого человека, нашедшего смысл всех смыслов в безусловной любви.
Ценно, что режиссёр показывает взаимосвязь желания не изменять себе с правильными духовными установками, он не уходит в классовость, а рассказывает о поиске героем своего уникального пути. Если, несмотря на злость отца по поводу сословных «нарушений», молодой человек всё-таки идёт своим путём, вглядываясь в людей и в жизнь всё реальнее, значит, этот путь способен снять наносное, развеять иллюзии и привести со временем к ответам на все интересующие его вопросы. И ценно, что ищет сам, не опираясь на чужой опыт и чужие, зачастую ханжеские, подсказки. Такие и выигрывают, к таким грязь не прилипает, потому что умеют жизнь чувствовать, а не просто болтать о ней языком.
Красить заборы и крыши вместо пустого просиживания в конторе, думать о деле, что приносит радость вместо погони за общественным положением, заниматься реальной работой в противовес позволительной праздности – выбор Мисаила, достойный внимания современных молодых людей, та самая зацепочка, что способна дать старт правильным жизненным ориентирам.
И дело не в том, чтоб остаться рабочим на всю жизнь, вопрос в способности почувствовать радость труда, ответственность за себя и близких, в том, чтобы вырасти, наконец, на собственном пути. Кто сказал, что при таком раскладе тот же Мисаил, который, кстати, позже пошёл в строительном деле в гору, не станет со временем инженером?
Обожжённые собственным опытом кирпичики сделают дорогу крепкой, а вот навязанный родителями выбор может до добра и не довести, прожигателей жизни рядом с нами, к сожалению, тьма тьмущая.
С удовольствием купаются в этом чеховском духовном море и партнёры Харенко по сцене, молодым разобраться в таком материале, полюбить его и преподнести, как дорогой подарок, зрителю – радость особая. Всегда отрадно, когда поход в театр - повод после просмотра спектакля и открыть конкретное произведение великого писателя, и потом читать и перечитывать прочие его шедевры.
Любящие поболтать о прогрессе, вдруг услышат со сцены: «А прогресс-то – в нравственности», точно запомнится фраза о том, что лжа ест душу, не возможно будет не услышать, что «всё зло от скуки, праздности и душевной пустоты»... Сколько всего заложил в эту повесть Антон Павлович! И каждый, особенно душа искренне ищущая, свою жемчужинку да найдёт.