Найти в Дзене
Мысли юриста

Отказ и надежда: опекунство под угрозой

очаровательные коты Рины Зенюк
очаровательные коты Рины Зенюк

Светлана была девушкой бойкой, сильной. Замуж вышла, сына родила.

Муж был постарше на несколько лет, до нее уже был женат, развелся, когда встретил юную Светлану, и покорил ее неискушенное сердечко. Света согласилась выйти замуж за Виктора.

Перед свадьбой к Свете подошла молодая женщина, красивая, но без переднего зуба.

- Замуж за Витьку собираешься? Видишь – зуба нет, это он выбил.

- Вы изменяли ему, он так сказал.

- Нет, не изменяла. Он своих женщин всегда лупцевал, и тебя после ЗАГСа будет.

- Вы наговариваете на него, Витя же в милиции работает, за закон радеет. У нас, в советской милиции, такое недопустимо.

- Боже, ты еще и наивная. Ну, может подольше продержится, кулаки попридержит, - хмыкнула женщина. – Ладно, мое дело предупредить, твоё – решать, как быть дальше.

И она ушла, а Света выбросила из головы эту неприятную встречу. Но вспомнить ей пришлось о ней спустя три года, когда сын уже подрастал. Виктор в последнее время был злой, что-то не ладилось на работе, да и дома маленький Боря болел, Света занималась сыном, мало уделяя времени мужу.

И в тот злополучный день она еле уложила сына, вышла на кухню и от двери отлетела в коридор, получив удар.

- Достала со своими ноющим видом, - прошипел Виктор, оделся и ушел. Света селя, вытирая разбитую губу, не понимая, что происходит.

Виктор вернулся через час, с любимым Светланиным тортиком, стоял на коленях, просил прощения, говорил, что сам собой не владел.

И она простила. Такое повторилось еще дважды. В крайний раз Светлана шла по улице встретила одноклассника с женой, разговаривала с ними. Светлана как раз только родила, оставила детей с мамой. И тут она увидела, что из милицейской машины выскочил муж и несется к ним, он был багровый от ярости. Света, недолго думая схватила палку и огрела несущегося мужика дубинкой, тот запнулся, упал, вокруг поднялся хохот.

- Ты мне за это ответишь, - заявил Виктор и попытался скрутить Светлану, но та не выпустила палку и продолжала дубасить мужа. Подбежали коллеги Виктора, скрутили боевую дамочку.

Все мог простить Виктор, но не насмешки над своей царственной персоной.

Виктор был в форме, и ей впаяли срок по ч.2 ст. 206 УК РСФСР (Хулиганство), получила она реальный срок. Но вышла досрочно, пробыв «на стройках народного хозяйства» чуть больше года.

Все это время дети были с бабушкой, а Светлана вышла, узнал, что их с Виктором развели, выдохнула, устроилась на работу, помогли друзья, да и стала жить, подав на алименты на уже бывшего мужа.

Все бы было хорошо, но вот Виктору то, что бывшая жена требует алименты, не понравилось, и он пришел с разборками. Открыла мать Светы, и бывший супруг начал орать прямо с порога. Дети испуганно забились в комнату, старший сын закрыл дверь. А Света взяла сковороду, чугунную. Картошка в ней жареная очень вкусная получалась. И эта самая сковорода стала стыковаться с организмом Виктора несколько раз, нанося повреждения, тяжелая же.

Получил тот значительные повреждения лицевой части, попал в больницу, и на этом отстал от Светы навсегда. Но и Света получила за эти действия реальный срок –

…по ч. 1 ст. 108 УК РСФСР, назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года. Освобождена ДД.ММ.ГГГГ на основании Указа ПВС СССР от ДД.ММ.ГГГГ «Об амнистии», условно с обязательным привлечением к труду на стройки народного хозяйства на неотбытый срок 2 года 2 месяца 19 дней.

Так как страна менялась, уже и вместо кодекса РСФСР стали принимать законы РФ, менялась жизнь. Старший сын рос замечательным мальчиком, маминой радостью, отца помнил, и тихо … не любил. Дочка была слишком мала, и все конфликты отца с мамой прошли мимо нее, она их не помнила, а Света не рассказывала, ей неприятно было вспоминать. Когда дочь стала подростком, то кричала:

- Все из-за тебя развелись вы с папой, ты по тюрьмам пошла.

- Так поживи с папашей, ты же с ним встречаешься, и он такое рассказывает? Вот и узнай, отчего я села-то, - хмыкнула Светлана. – Он агрессивный, Маша, и я защищала себя и вас от него.

Борис рассказал Маше, что происходило, он это знал и от бабушки, и от мамы. Но та заявила:

- Все вы врете, мать сумасшедшая, а папа замечательный.

И в 15 лет ушла жить к отцу, полностью перестав общаться с мамой и братом. Правда, вернулась через год с синяками по всему телу, сказав:

- Это я сама упала.

Что там произошло, Маша никогда не рассказывала, но с этой поры спокойную и доверчивую девочку было не узнать. Она стала своей в местной не самой благополучной компании, в ее жизни появились мужчины и крепкие напитки. Ни на какие уговоры, разговоры, Маша не реагировала. Света объясняла, уговаривала, пыталась вразумить, плакала, даже закрывала в комнате, и тогда Маша по балкону перелезла к соседям, и все равно ушла.

- Мама, не держи ее, - сказал Боря. – Может, перебесится, и все нормально будет?

- Нет, сынок, что-то там произошло, что сломало ее. Схожу я к Виктору, разобраться с этим надо.

- И опять сядешь. Нет уж, к психологу бы Машку, так ведь не идет ни в какую, а когда привели - на контакт с психологом не пошла, сколько пытались. Эх…

Через месяц выяснилось, что Маша беременна, кто отец она и сама не знала, в срок родила девочку, и даже первое время с ней сидела, занималась, а потом опять ушла гулять. Светлана стала воспитывать внучку. Борис уже жил отдельно, женился, приходил с женой, нянчились с маленькой племянницей:

- Тренируемся перед своими детьми.

Через три года Маша родила вторую дочь, и тут она сидела дома около года, не пила, не гуляла. Девочки на удивление были умненькими и здоровыми. Света уже понадеялась, что Маша пришла в себя, остепенилась, но нет, через год дочке стало скучно, и все началось по новой, Маша вообще ушла из дома, и дети были на Светлане.

Светлана и Борис искали Машу, ведь Света, хоть и бабушка, не была законным представителем детей, так что нужна была доверенность от матери.

- Опекунство пока устанавливать не буду, у меня же судимости, - вздыхала Светлана.

Машу нашли, привели в состояние – «можно вести к нотариусу», сделали доверенность, и она опять ушла в свою жизнь. Через три года – звонок:

- Света, - звонила дальняя знакомая, - ты знаешь, где Маша?

- Нет, а что случилось?

- Моя сестра звонила, Маша родила, и ушла, ребенка надо забирать из роддома, и мы не знаем, что делать.

- Не отдавайте ребенка в детдом, ничего не делайте. Она же отказ не написала?

- Нет, не написала.

-Мы заберем малышку, кто у нас?

- Девочка у вас, относительно здоровенькая. Позаниматься ею, конечно, надо будет, но не критично.

Борис со Светланой позвонили знакомым, Машу нашли, даже трезвую, но уже с бутылкой. Быстро ее отвезли в роддом, она подписала документы, Света забрала младенца, затем сразу к нотариусу - делать доверенность, и ее отпустили.

Светлана воспитывала одна троих внучек. Девочки учились хорошо, были ласковыми и послушными. Все трое изумительно были похожи на Свету в детстве и характером и внешностью. Отцов у них не было, в свидетельстве о рождении стоял прочерк.

Малышки росли, уже и маленькая в садик ходила, старшие в школе учились, когда пришла весть, что Маши не стало. Похоронили ее Борис со Светланой. Девочки, конечно, вздохнули, но не очень расстроились, мамой им была Света, а Машу они и не знали почти. Младшая так вообще в последний раз ее в младенчестве, в роддоме видела, но не запомнила – младенец же.

И тут встала проблема – надо было оформлять опекунство. Светлана обратилась в соцразвитие для получения документа о возможности быть опекуном троим внучкам-сиротам. Но получила отказ, так как привлекалась к уголовной ответственности за умышленное преступление против жизни и здоровья.

- У меня судимость была давно, и она погашена, - спорила Светлана.

- Света, мы не можем идти против закона, - сказала специалист госоргана, - иди в суд, и мы на основании судебного решения будем действовать.

Светлана подала исковое заявление в суд:

- Прошу признать незаконным заключение Территориального управления Министерства социального развития о невозможности быть кандидатом в опекуны, об обязании выдать заключение о возможности быть опекуном.

Она рассказал про свою жизнь, про судимости, свидетели пришли:

- Светлана детей растит с рождения. Всех троих. Маша-то гуляла, а Света все для детей делает, и учатся хорошо, и одеты, в кружки и секции ходят. Младшую вообще из роддома забирала.

Заключения от психологов. Из всех организаций Света принесла, сын в суд ходил, родные и соседи пришли. Даже представители опеки были, и только хорошее про Светлану говорили.

Судом установлено, что Светлана спиртные напитки не употребляет, является пенсионеркой, проживает со своими внучками, в отношении которых является временным опекуном. Свои обязанности по воспитанию и содержанию детей исполняет надлежащим образом, уделяет большое внимание их развитию и общению. Между членами семьи отношения доброжелательные, добрые, между детьми – дружеские. Претензий и замечаний к Светлане как к предварительному опекуну со стороны органа опеки и попечительства не имеется, что подтверждается пояснениями представителя органа опеки и попечительства в судебном заседании.

Суд посчитал, что органами соцразвития:

*не учтены срок, прошедший с момента совершения преступления, данные, характеризующие личность истца, в том числе ее поведение после совершения преступления, а также иные существенные для дела обстоятельства.

* что передача несовершеннолетних под опеку бабушке будет соответствовать интересам несовершеннолетних, поскольку дети будут воспитываться в семье бабушки, в привычной для них обстановке.

* основания отказа, изложенные в оспариваемом заключении, не существенны, а именно, наличие судимости, которая погашена, а значит ее не имеется, не может являться прямым основанием для отказа в передаче детей на воспитание родной бабушке.

Иск Светланы был удовлетворен, суд отменил заключение органов соцразвития и обязал выдать заключение о возможности быть опекуном.

Света выдохнула, девочки остались с ней, все нормально, можно спокойно растить детей дальше, никто их не отберет. Да и сами девочки переволновались, особенно старшая, которая нахмурилась и сказала:

- Если бы меня забрали, бабуля, я бы к тебе убежала все равно. Меня нее заставят жить с чужими людьми.

*имена взяты произвольно, совпадения событий случайно. Юридическая часть взята из:

Решение Пермского районного суда по делу №2-1462/2022 от 30.05.2022