Найти в Дзене
Vaudetar

Типы анаморфозов, известные в XVI веке, и техники их создания, правильные и читерские

Типы анаморфозов, известные к XVI в., и техники их создания, правильные и читерские Расцвет этого типа изображений приходится на XVII–XVIII вв., тем не менее, и в XVI в. они были распространены достаточно широко. Сложилось несколько типов анаморфоза. Такой анаморфоз создавался либо с помощью сетки, состоящей из трапеций (Рис.1), либо с помощью примитивного проектора. Рисунок делался на прозрачной поверхности. Светильник располагался в предполагаемой точке зрения и обрисовывалась получившаяся на поверхности картины тень от линий изображения (Рис. 2). К этому типу относятся “Послы” Ганса Гольбейна, гравюры Эрхарда Шона, портрет Эдуарда VI работы Скротца и знаменитый набросок Леонардо. Есть основания полагать, что к нему же относились несохранившиеся, но широко известные в XVI в. “чудесные картины” Леонардо, выполненные мастером для Франциска I. Есть еще уникальный пример: Пьеро делла Франческа в трактате «О живописной перспективе» разбирает построение анаморфического изображения методом

Типы анаморфозов, известные к XVI в., и техники их создания, правильные и читерские

Расцвет этого типа изображений приходится на XVII–XVIII вв., тем не менее, и в XVI в. они были распространены достаточно широко.

Сложилось несколько типов анаморфоза.

  • В первом типе, как мы рассказывали в предыдущем посте, перспективные искажения компенсировались искажениями, обратными им. То есть, чем дальше предмет от предполагаемой точки зрения, тем он больше, а все изображение растянуто в направлении, противоположном перспективным сокращениям.
Рис.1. Jean Francois Niceron.  La perspective curieuse ou magie artificielle des effets merveilleux de l'optique ... 1638, p. 415.
Рис.1. Jean Francois Niceron. La perspective curieuse ou magie artificielle des effets merveilleux de l'optique ... 1638, p. 415.

Такой анаморфоз создавался либо с помощью сетки, состоящей из трапеций (Рис.1), либо с помощью примитивного проектора. Рисунок делался на прозрачной поверхности. Светильник располагался в предполагаемой точке зрения и обрисовывалась получившаяся на поверхности картины тень от линий изображения (Рис. 2).

Рис 2. Источник
Рис 2. Источник

К этому типу относятся “Послы” Ганса Гольбейна, гравюры Эрхарда Шона, портрет Эдуарда VI работы Скротца и знаменитый набросок Леонардо. Есть основания полагать, что к нему же относились несохранившиеся, но широко известные в XVI в. “чудесные картины” Леонардо, выполненные мастером для Франциска I. Есть еще уникальный пример: Пьеро делла Франческа в трактате «О живописной перспективе» разбирает построение анаморфического изображения методом близким к центральному проецированию. Но, на сколько нам известно, этот метод не был распространен. (Рис. 3)

Рис.3. Страница из трактата Пьеро делла Франческа в трактате «О живописной перспективе»
Рис.3. Страница из трактата Пьеро делла Франческа в трактате «О живописной перспективе»
  • Второй тип – своего рода курьез. Он не соответствует теории, но работает. К тому же делается гораздо проще “правильного” анаморфоза. Для его создания изображение просто растягивают по горизонтали. Для этого используют сетку из прямоугольников. Метод был достаточно широко распространен, но в основном в произведениях “низких жанров”. Возник он в результате ошибки или производственной оптимизации, мы не знаем. Во всяком случае, в книге начала XVII в. напрямую говорится, что так делать не правильно, но можно, если изображение маленькое, ибо так проще*. (Рис.4).
Рис.4. Samuel Marolois. Perspective, contenant la theorie et la practique d'icelle. A La Haye : Chez Henr. Hondius.1614. Р 213.
Рис.4. Samuel Marolois. Perspective, contenant la theorie et la practique d'icelle. A La Haye : Chez Henr. Hondius.1614. Р 213.
  • Третий тип – самый сложный. При нем перспективный анаморфоз проецируется на несколько плоскостей, совмещающихся с правильной точки зрения. Как пример можно привести анаморфоз Циммермана. Интересно, что он сделан на поверхности комода. Если смотреть на него прямо, вы увидите пейзаж, если же зайти с боков, увидите портреты, с правого бока – один, с левого – другой (Рис. 5, Рис. 6).
Рис. 5, Рис. 6 Анаморфоз семьи Зимерн. 1535
Рис. 5, Рис. 6 Анаморфоз семьи Зимерн. 1535

Как мы видим, анаморфозы в XVI в. были весьма разнообразны, а их авторы крайне изобретательны. На следующей неделе мы поговорим об искусстве анаморфоза в тюдоровской Англии. А в пятницу опубликуем красивый таймлайн европейского анаморфоза, а для особенно отчаянных выложим PDF c аннотированным списком литературы и ссылками на полный текст публикаций.

Рис. 5, Рис. 6 Анаморфоз семьи Зимерн. 1535
Рис. 5, Рис. 6 Анаморфоз семьи Зимерн. 1535

*Samuel Marolois. Perspective, contenant la theorie et la practique d'icelle. A La Haye : Chez Henr. Hondius.1614. Р. 53.