Найти в Дзене

Анекдот: крупные ритейлеры и офлайн магазины жалуются в ФАС на «необоснованно низкую» стоимость товаров на маркетплейсах

Хватит уже покупать товары по низким ценам на этих ваших маркетплейсах! Вперед за ценниками 999999 рублей в ближайшие магазины. А то они столько лет работали, работали. Продавали, продавали как хотели и по чем хотели, а тут на тебе. Конкуренция вылезла, откуда не ждали. Пришлось сразу бежать в ФАС. Вслед за банками, кстати. Которые тоже обиделись, что не дополучают комиссию за транзакции, когда Озон и ВБ сделали свои банки и скидки до 4% при оплате через их систему. Почему так происходит? Если с банками все понятно, размер скидки равен скидки комиссии, что не получат банки за транзакции. То с товарами все чуть-чуть сложнее. Позвольте поделиться с вами своим взглядом на текущую ситуацию в сфере электронной коммерции, основываясь на семилетнем опыте работы в крупных маркетплейсах. Современная модель работы, таких площадок, как Озон и Вайлдберриз, представляет собой сложную финансовую экосистему, построенную на нескольких ключевых принципах. Давайте рассмотрим их подробнее. Прежде всего о

Хватит уже покупать товары по низким ценам на этих ваших маркетплейсах! Вперед за ценниками 999999 рублей в ближайшие магазины. А то они столько лет работали, работали. Продавали, продавали как хотели и по чем хотели, а тут на тебе. Конкуренция вылезла, откуда не ждали. Пришлось сразу бежать в ФАС.

Бедные
Бедные

Вслед за банками, кстати. Которые тоже обиделись, что не дополучают комиссию за транзакции, когда Озон и ВБ сделали свои банки и скидки до 4% при оплате через их систему. Почему так происходит? Если с банками все понятно, размер скидки равен скидки комиссии, что не получат банки за транзакции. То с товарами все чуть-чуть сложнее.

Позвольте поделиться с вами своим взглядом на текущую ситуацию в сфере электронной коммерции, основываясь на семилетнем опыте работы в крупных маркетплейсах.

Современная модель работы, таких площадок, как Озон и Вайлдберриз, представляет собой сложную финансовую экосистему, построенную на нескольких ключевых принципах. Давайте рассмотрим их подробнее.

фото из интернета
фото из интернета

Прежде всего они используют систему перекрестного субсидирования. Например, получая комиссию 22% с продажи высокомаржинальных товаров (допустим, 1000 рублей с дорогой вазы), платформа может направить часть этой суммы (около 600 рублей) на создание привлекательных скидок для других категорий товаров, например, бытовой техники. Оставшиеся 400 рублей идут на покрытие операционных расходов и налоговых обязательств.

Второй важный аспект – управление денежными потоками. Маркетплейсы получают оплату от покупателя моментально, при этом срок доставки составляет 3-4 дня, а выплаты продавцам производятся с задержкой до месяца. В течение этого периода платформа может использовать полученные средства для дополнительного заработка, размещая их под высокий банковский процент (около 20% годовых). Эта прибыль также направляется на формирование конкурентных цен.

фото из интернета
фото из интернета

Существует целый ряд дополнительных инструментов монетизации. Например, система компенсации скидок баллами вместо денежных выплат, введение обязательных скидочных периодов, платное хранение товаров на складах. Особое место занимают виртуальные услуги продвижения: приоритетное размещение товаров, создание привлекательных витрин – все это генерирует дополнительный доход для платформы. Кроме того, существует разветвленная система штрафов, охватывающая всех участников процесса: от продавцов до пунктов выдачи и логистических партнеров.

Положение продавцов становится все более сложным. Растущая популярность маркетплейсов среди покупателей, предпочитающих удобство единой платформы, создает ситуацию, когда альтернативные каналы продаж становятся менее эффективными. Недавнее объявление Ozon о повышении комиссии на 1-2% лишь подтверждает эту тенденцию.

фото из интернета
фото из интернета

Особенно показательна ситуация с трендовыми товарами. Маркетплейсы готовы предоставлять скидки, превышающие размер их комиссии, чтобы привлечь покупателей именно на свою платформу. Это создает своеобразный замкнутый круг: больше покупателей – больше возможностей для демпинга – еще больше покупателей.

Следующий этап развития маркетплейсов – совершенствование логистической инфраструктуры для обеспечения сверхбыстрой доставки (1-2 дня или даже несколько часов) и развитие собственных торговых марок. Заметив успешные товарные категории, платформы быстро запускают аналогичные продукты под собственным брендом, используя свои преимущества в продвижении и ценообразовании.

В такой реальности традиционным магазинам, особенно работающим с низкомаржинальными товарами, и небольшим региональным интернет-площадкам становится все сложнее конкурировать с монстрами. Когда рекламный бюджет маркетплейса исчисляется миллиардами, а у локального игрока – сотнями или тысячами рублей, исход противостояния предрешен.

фото из интернета
фото из интернета

Показательным примером стал уход Мегамаркета с рынка в конце прошлого года. Это демонстрирует, что даже крупные игроки не застрахованы от давления со стороны доминирующих платформ. Дальнейшая консолидация рынка представляется неизбежной, и мы продолжаем наблюдать за развитием ситуации с остальными участниками рынка.

Такая трансформация розничной торговли поднимает серьезные вопросы о будущем небольших предприятий и разнообразии рыночного предложения. Однако пока потребители продолжают голосовать кошельком за удобство и низкие цены, маркетплейсы будут укреплять свои позиции.

А что выбираете вы? Сходить по магазинам и потратить на это пол дня? Или же зайти в ПВЗ возле дома и забрать одежду, корма, бытовую химию, электронику и прочее?

На этом у меня все. Жду ваших комментариев. Надеюсь смог донести вам свою мысль по поводу формирования цены.

Из нового, для прочтения: