Найти в Дзене

Три святителя. Единые в Боге

12 февраля празднуется день памяти вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В чем особенности служения и подвига каждого из них, и почему был учрежден общий праздник этих святых?

Сохнет язык, костенеет в поиске слов, подобающих величию жизненного и духовного подвига этих трех ярчайших светильников Алтаря Небесного.

Православию глубоко чуждо несогласие и разделение, о чем с необыкновенной силой свидетельствует вся история Церкви. Когда кто-то заявляет: «я Павлов, а я Аполлосов, а я Кифин, а я Христов» (1 Кор. 1. 12), это значит по слову апостола Павла не что иное, как попытка «разделения» Христа.

Среди множества христианских святых есть самые любимые, почитаемые всеми православными народами. К таким – избранным среди избранных – относятся Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Жизнь их пришлась на IV век, на время встречи двух эпох, двух культур: угасающей античной и оформляющейся христианской. Античная культура, может быть, благодаря своей внутренней противоречивости, в самых светлых своих озарениях явилась почвой для развития христианской мысли – не случайно же Гераклита, Сократа и Платона за некоторые их прозрения иногда называли «христианами до Христа». К изучению светской культуры и мирских наук христиане того времени подходили с рассуждением – как писал святитель Василий Великий, «уподобляясь пчёлам», которые не только не садятся на каждый цветок без разбора, но и с тех, которые выберут, «не всё стараются унести, но взяв то, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым».

Три святителя, получившие таким избирательным путём знания от людей, а от Бога дар веры, прославились ещё при жизни своим влиянием на умы и души человеческие – и каждый из них получил от народа характерное и яркое имя, отражавшее особенность его духовного строя и внешней деятельности.

Святитель Иоанн Златоуст
Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн был именован Златоустом за несравненный талант собеседника, церковного учителя-проповедника. Его речи перед паствой так поражали воображение, что всякий раз, когда он говорил, несколько скорописцев кропотливо записывали его проповеди, затем сличали, выправляли, переписывали набело и бережно хранили, передавая из рук в руки как величайшую драгоценность. Проповеди Златоуста, исполненные верой и правдой, не всегда приятной, часто обличительной, привели ко Христу множество народа, и они же были причиной появления у святителя большого количества недругов и среди властителей, и среди раскольников и еретиков.

Святитель Григорий Богослов
Святитель Григорий Богослов

Святитель Григорий – подвижник, созерцатель, поэт – получил именование Богослова вторым в церковной истории после святого евангелиста Иоанна Богослова, апостола любви, младшего и любимого ученика Христова. Писания святителя Григория отличаются особой полнотой, точностью и глубиной возможного для человека проникновения в несказанное – в Премудрость Божию.

Святитель Василий Великий
Святитель Василий Великий

И, наконец, святитель Василий – организатор, наставник, настоятель, владыка, как никто умевший собрать вокруг себя верных Христовой вере. Скромный по внешним человеческим меркам – небольшого роста, слабого здоровья – он был именован Великим и по несравненности знаний, которыми обладал, и по значению, которое он имел в истории Церкви, и по разнообразию оставленного им духовного наследия.

У Василия нет свободного времени. Григорий на досуге пишет стихи. Иоанн толкует послания Павла, и сам апостол языков является ему, чтобы разъяснять сложные места своих посланий. Трудно найти трех людей, более психологически несхожих между собою.

В каждом из трёх святителей – поразительное сочетание талантов: ума, памяти, знания, веры и силы духа. В каждом – решимость идти по пути Евангелия до конца, до жертвы жизнью. И несмотря на некоторую разницу в призвании и служении, три святителя едины в нашем сознании, и имена, данные им церковным народом: Златоуст, Великий, Богослов – это свидетельство в общем-то об одном: о действии в них Святого Духа. Ведь успех проповеди зависит не от мудрости или талантов проповедника, но от Бога, Который дает человеку и талант и мудрость.

-5

Поэтому сила святительского слова была и остаётся такой, что и по сей день мы прибегаем к ним как к источнику правды Божией, исцеляющему наши души.

Святитель Василий Великий: «Истинный пост – удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от этого есть истинный пост».

Святитель Григорий Богослов: «Людям приятнее всего рассуждать о чужих делах, особенно если они увлекаются или благосклонностью, или ненавистью – в таком случае всего чаще и скрывается от них истина».

Святитель Иоанн Златоуст: «Ничего нет равного молитве: она невозможное делает возможным, трудное – лёгким, неудобное – удобным. Какая бы скорбь ни возмущала душу – когда мы придём в церковь, она легко может прекратиться, потому что здесь присутствует Христос, и приступающий к Нему с верой легко может получить исцеление».

-6

Единогласному желанию самих святителей мы обязаны в установлении Церковью дня совместного, соборного празднования их памяти.

Когда в начале XI века при императоре Алексее Комнине в Константинополе разгорелся спор, аналогичный коринфскому, разделивший на три лагеря почитателей каждого из прославленных святителей, они явились во сне Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому (город Евхаиты – родина мученика Феодора Тирона – находился неподалеку от Константинополя), сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом – едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении».

После увещевания, преподанного митрополитом, которого уважали за добродетель и силу красноречия, спорившие партии примирились.

При исполнении общей воли трех святителей Иоанн решил отвести празднованию их памяти тридцатый день января (12 февраля по новому стилю), чтобы словно скрепить печатью тот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности. Так, память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (†379), празднуется 1 (14) января; святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (†389) – 25 января (7 февраля); а перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (†438) –27 января (9 февраля).

Иерей Георгий Кусков, Челябинская епархия