Снова не могу пройти мимо очередной инициативы. В начале недели на пленарном заседании в Госдуме зампред правительства Дмитрий Чернышенко сообщил, что в рамках стратегии развития образования прорабатывается система вознаграждения преподавателей за успешность учеников во взрослой жизни.
Он сравнил это с награждением спортивных тренеров, которые подготовили чемпионов:
Мы сейчас с ФНС, поскольку НДФЛ — это региональный налог, прорабатываем такую возможность, чтобы успех подготовленного ученика отражался на доходе и учителя.
У меня традиционно вопросы:
1. Это видят как систему на всех уровнях образования? Школы, колледжи, вузы?
2. Как будут определять «успех во взрослой жизни»? Приводят в пример спортивную подготовку, но там есть чёткая отсечка – результат соревнования, олимпиады, например. А у школьной подготовки где будет отсечка? По каким критериям? По среднему размеру зарплаты? По размеру налога? По отметкам, с которыми ученик выпустился? По предметным олимпиадам? И если, к примеру, речь про формальные признаки типа отметок или поступление в вузы и тд, то будут ли учитывать и другие факторы? Например, психологическое здоровье, субъективную удовлетворённость от собственной жизни (сейчас в науке так принято определять счастье)?
3. Как изолируют влияние школы на успешность? Неплохо зная количественные и качественные методы измерений, я пока смутно представляю, как можно убрать влияние всех остальных факторов (семья, репетиторы, личность ученика и тд) и посчитать влияние чисто школы и данного конкретного учителя на такой довольно трудно оцифровываемый конструкт, как успешность, да ещё и во взрослой жизни. Как это будет делаться?
4. Сейчас уже в системе образования перекос в сторону достижения результата, гонки за отметками любой ценой. Не секрет, что мы сдаём в 1й класс детей, гораздо более здоровых, чем забираем в 11м. И нет, это не естественная амортизация. 16 лет - слишком рано для неврозов, психозов, потерянного зрения и убитого позвоночника. Как будут балансировать этот перекос?
5. Если в качестве критерия успешности всё-таки возьмут академическую успешность (отметки, олимпиады), то как будут нивелировать два вероятных плохих сценария: 1) когда учитель будет стремиться выдавить из ученика отметку любой ценой (прощай, психологическое здоровье), 2) когда, наоборот, будут завышать (прощай, справедливость)?
6. И главный вопрос. Мы же правильно понимаем, чиновники свои доходы тоже привяжут к успешности нашей страны, например, к какому-то рейтингу нашей страны в мировом пространстве?