Найти в Дзене

Какие крупные покупки планируют россияне в 2025 году — исследование

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Эксперты из НИУ ВШЭ оценили благополучие российских граждан, задав им вопросы о том, какие крупные траты (мебель, крупная бытовая техника, отпуск) россияне планируют совершить в ближайшие 12 месяцев. Результаты опубликовали в четвертом выпуске «Барометра экономического поведения домохозяйств в России».

Барометр экономического поведения домохозяйств содержит результаты статистического мониторинга уровня жизни и потребительских расходов населения России. Ученые используют данные оперативной статистики Росстата, статистики Банка России и материалы регулярного опроса «Экономическое поведение домашних хозяйств», охватывающего население России в возрасте 18 лет и старше и реализуемого в НИУ ВШЭ с июня 2023 г. (далее — ЭПДХ ВШЭ).


47% россиян в ближайший год допускают возможность покупки бытовой техники и электроники, из них 5% абсолютно уверены, что будут делать такие покупки.

Ученые опрашивали респондентов в возрасте 18 лет и старше, и 41% из них заявили о вероятности покупки новой крупной мебели в ближайшие 12 месяцев. Еще 5% выразили уверенность, что у них будут такие траты.

Чем новее бытовая техника, электроника и мебель в семье, тем выше вероятность их обновления. Это может объясняться как хорошим материальным положением россиян, уже владеющих современной техникой и мебелью, так и их установками на приобретение новинок.

Вероятность затрат на отпуск в течение 12 месяцев россияне оценивают как высокую. Средняя оценка вероятности составляет 30%. При этом 15% респондентов заявили, что обязательно оплатят поездку. Наибольшие оценки вероятности поехать в отпуск у тех, кто регулярно совершает короткие вылазки даже вне отпускного периода.

Более высокой считают вероятность крупных покупок россияне молодого и среднего возраста (35-44 лет), а также семьи с детьми и жители малых городов.

Интересно, что хотя жители городов с населением менее 100 тыс. готовы совершить крупные покупки, они — в отличие от жителей больших городов — не собираются тратиться на длительные отпуска. Семьи с детьми выше оценивают шансы на крупные покупки или оплату отпуска, чем те,
у кого детей нет.


О высокой уверенности покупки нового автомобиля говорят семьи, в распоряжении которых уже есть несколько автомобилей. При этом наибольшую уверенность в обновлении автопарка выражают
владельцы китайских иномарок. Это может объясняться удовлетворенностью автомобилями китайского производства и готовностью и далее их приобретать. С другой стороны, не исключено, что семьи хотели бы разнообразить свой парк или произвести замену автомобиля — по разным причинам, предполагают исследователи.

В сфере недвижимости шансы на покупку в ближайший год дома или квартиры увеличиваются, если текущие жилищные условия не удовлетворяют потребности человека.

В целом в 2024 году пик потребительского оптимизма был пройден весной, в марте — апреле 2024 г.; вторая половина года была отмечена постепенным охлаждением субъективных потребительских настроений населения. Потребительские настроения реагируют не только на реальные, но и на субъективные оценки динамики материального положения.


Перейти на сайт Национального банковского журнала.
Подписаться на официальный канал в Telegram.
Подписаться на официальный канал в YouTube. .
Подписаться на официальный канал в Rutube.
Подписаться на официальную группу VK.