На заглавном фото, недавно опубликованном Бундесархивом, зафиксирован один из наиболее известных и удачливых лётчиков Второй Мировой, ас Геринга №2 Герхард Баркхорн (справа), на фоне своего истребителя Messerschmitt Bf.109 G-6/Trop "Schwarzer Doppelwinkel". К тому времени Бакхорн разменял третью сотню сбитых самолётов. И хотя можно скептически относится к методам подсчёта трофеев немецкими лётчиками, это был матёрый гитлеровский "специалист", имевший свой признанный почерк. Как любил рассказывать его приятель и ас №1 Рейха "Буби" Хартман: "У Герхарда была непередаваемая манера. Заходить сбоку и всаживать короткую очередь из пушки прямо в капот вражескому истребителю".
Но самое любопытное в этом фото, что его могло бы не случиться вовсе. Как рассказывал сам Бакхорн в интервью журналу "Флай Интернейшнл", ровно за год до этого снимка он встретился в небе над донскими степями с "красноносым ЛаГГом", который "едва не отправил его к праотцам". Бакхорн был настоящим счастливчиком и прожил долгую жизнь, успев побыть нашим врагом в качестве натовского генерала Люфтваффе Федеративной Республики Германии. Но через все эти годы он пронёс память об этом бое, хотя до конца жизни так и не узнал имя противостоявшего ему лётчика.
А был тем лётчиком наш прославленный ас, простой тверской парень, впоследствии ставший генерал-майором авиации, Алексей Васильевич Алелюхин. Алелюхин не мог похвастаться трёхзначным боевым счётом, но в личных встречах с гитлеровскими "экспертами" никогда не тушевался и устраивал им такую карусель, после которой домой возвращались немногие. Вот что вспоминал Бакхорн об этом бое, случившемся в середине февраля 1943 года недалеко от Ростова-на-Дону:
"Я не знаю, как звали этого парня на красноносом ЛаГГе (по другим сведениям это был Як-1, прим. редактора), но когда я выходил из самолёта после этого боя, ноги меня не держали и техникам пришлось буквально волочить меня в госпиталь. Я не был ранен. Это было физическое истощение после сорока минут бесконечных маневров, фигур высшего пилотажа и боя совершенно равных соперников. Результата нашей акробатической игры не случилось. У нас просто закончилось горючее, и я даже не знаю долетел мой храбрый противник до базы, или нет. Ни до, ни после, я не был так близок к тому, чтобы поддаться отчаянию, настолько хорош был этот русский".
Битва "бронесараев". Каким оно было, самое первое в истории встречное танковое сражение.
Любопытно, что сам Алелюхин не считал этот бой самым выдающимся в своей карьере. Результата ведь не было. В интервью советским газетам он гораздо чаще вспоминал схватку с с четверкой "Густавов", зажавших его в августе 1943 года в одном из боёв в районе "Малой земли". Алелюхин не только вывернулся из ситуации, казавшейся безнадёжной, но и уничтожил один из "Мессеров" и повредил два других. Вспоминал он и о бое в Восточной Пруссии, где в в жаркой схватке сбил сразу два Фокке-Вульфа-190 элитной нацистской эскадрильи "Зелёные сердца". О захватывающем бое с Бакхорном под Ростовом мир узнал только из интервью немца.
Этот бой лишний раз подтвердил, что лучшие советские лётчики ни в чём не уступали своим немецким визави, и личных счётов в отличие от них не раздували. Другие у них были задачи. Но если и случались такие схватки - один на один- то немцам приходилось худо. И если и удавалось уходить по-добру по-здорову, то память о тех жарких минутах сохранялась у "асов Геринга" на всю оставшуюся жизнь.
Приглашаем всех друзей и читателей нашего канала в ТГ-канал "Зелёный край". Помимо статей и информационной ленты с самыми интересными видео в Телеграме, вы можете услышать наши статьи, озвученные профессиональным дикторским голосом. Очень вас ждём!