Найти в Дзене
Дмитрий Афанасьев

Дальние Зеленцы - открыли для себя душевное место

Оглавление

Это вторая статья про наше северное путешествие летом 2024-го года.

Краткое содержание предыдущей серии

В пятом часу вечера двадцать девятого июля 2024-го года мы выехали из Ильинского, проехали мимо Петрозаводска, свернули с трассы Кола в сторону Марциальных вод, переночевали на озере, осмотрели падун в Падуне, заправились в Медвежьегорске и прямым ходом двинулись в сторону Мурманска, с намерением заночевать где-нибудь в его окрестностях.

Так мы попали на озеро Лапоть.

Дорога на Дальние Зеленцы

Пасмурное утро

Поскольку заранее место ночёвки мы не искали, то о подъездах к озеру мы не знали ничего. Само озеро прекрасно видно с трассы, но трасса проходит выше. Естественно, как только мы увидели съезд - я сразу же пошёл на разведку. Съезд был страшненький - крутой спуск с промоинами и следами борьбы с ними. В особо глубоких ямках лежали старые покрышки. А так, после спуска был ровный берег и заброшенный карьер по соседству. Не увидев препятствий - я съехал вниз. Словили горизонтальку и начали готовиться ко сну. Спать было ещё рано - всего-то первый час ночи.

Осмотревшись на месте, я понял, что мы попали на не самую культурную часть побережья. С берега недалеко была видна ещё одна стоянка - я прогулялся до неё пешком. Оказалось, что ко второй стоянке есть нормальный съезд, причём он является официальным перекрёстком, то есть, обозначен соответствующими дорожными знаками. Поскольку горизонталька была уже словлена, решили не переезжать, а переехать на другую стоянку утром. Сварить кашу и т.д.

Вода из озера Лапоть! Время одиннадцать утра
Вода из озера Лапоть! Время одиннадцать утра
Ржавый мангал не наш! Место для варки каши выбиралось исходя из соображений защиты от ветра.
Ржавый мангал не наш! Место для варки каши выбиралось исходя из соображений защиты от ветра.

Всё, что надо знать о лете в Мурманске:

В Мурманске лето включили двадцать второго июля. Сейчас тридцать первое июля - лето выключено, но ограничения не сняли.
В Мурманске лето включили двадцать второго июля. Сейчас тридцать первое июля - лето выключено, но ограничения не сняли.

На "культурной" стоянке нас ждал не очень приятный плакат. Лесом то место, где мы остановились, назвать было трудно, возможно, этот плакат был для тех, кто здесь грузится в лодку и едет на другой берег. Судя по датам на плакате, лето в Этот год в Мурманске было с 22-го июля, примерно по 29-е. Мы немножко опоздали! Лето выключили, но вот ограничения не сняли - похолодать-то похолодало, но дождей пока не было.

Фотографии хорошо передают погоду - она была пасмурной! Если бы было наоборот - солнце не дало бы нам поспать. С озера мы выехали часов в двенадцать.

Дорога пустая и ровная.
Дорога пустая и ровная.

Про Кольскую ВЭС мы не знали

Кольская ВЭС — ветряная электростанция, расположенная на 80 км Серебрянского шоссе на территории Кольского полуострова в Мурманской области. Состоит из 57 турбин общей мощностью 201 МВт, вырабатывает порядка 750 млн кВт⋅ч в год, что позволит предотвратить выбросы до 600 тысяч тонн CO2-эквивалента ежегодно. Объект расположен на территории площадью 257 гектаров и является крупнейшим в мире действующим ветропарком, расположенным за полярным кругом.

Касательно выбросов СО2, всё же самые экологичные - это атомные станции. Вот эти самые 201 МВт отняты, например, у северного ветра. Ветру не хватило сил, и он не донёс зиму до Московской области. Шутка.

Проезжая мимо ветряков, я отметил, что место очень удачное - ветру есть где разгуляться. Но вот тема влияния ветряков на климат как-то игнорируется.

Ветряки
Ветряки

Мы проехали ветроэлектротанцию - дальше по пути были объекты малой гидроэнергетики. В стороне осталась Серебрянская ГЭС. На карте Яндекса был обозначен автомобиль-памятник МАЗ 205. Мы подумали, что на обратном пути в качестве "культурной программы" его надо бы осмотреть. Остановились за мостом через речку Воронья. Сфотографировали канал.

Да, асфальт, как водится, уже давно закончился.

Даже на мосту асфальта  не было, а может и был, но под слоем гравия для сохранности.
Даже на мосту асфальта не было, а может и был, но под слоем гравия для сохранности.

Это не ГЭС - это просто плотина для  сброса воды в речку Кумжа
Это не ГЭС - это просто плотина для сброса воды в речку Кумжа

Это уже Серебрянская ГЭС-2. Интересный вагончик. Дорога непосредственно до Дальних Зеленцов начинается примерно отсюда.

Интересно, вагончик построили специально или приспособили имеющийся. По форме похож на вагон от какой-то старой электрички.
Интересно, вагончик построили специально или приспособили имеющийся. По форме похож на вагон от какой-то старой электрички.

Дорожный указатель сфотографировали уже на обратном пути.

Дорожный указатель - это хорошо. Значит, дорога есть
Дорожный указатель - это хорошо. Значит, дорога есть

Когда мы "свернули" на Дальние Зеленцы и проехали несколько километров, я очень обрадовался, увидев на дороге следы ремонта - трактор засыпал неприлично глубокую промоину. Это значит, что за дорогой следят.

Оставшиеся тридцать километров до Дальних Зеленцов мы ехали больше двух часов

Сейчас посмотрел по фотографиям - точнее два часа пятнадцать минут. Дорога как обычно - сначала шикарная, потом так себе, потом нет смысла переключаться с первой передачи на вторую.

Это шикарная дорога.
Это шикарная дорога.
Здесь почти шикарная, но скоро станет так себе
Здесь почти шикарная, но скоро станет так себе

В том же направлении, куда мы ехали, шла линия электропередачи. Из интернета я знал, что в Дальних Зеленцах есть электричество, ловит Мегафон 4G, а ещё по данным переписи 2010-го года в Дальних Зеленцах проживает пятьдесят два человека!

Дорога идёт по живописным местам. Мы делали фотоостановки, но как видно по фотографиям, пейзажи скрывал туман и низкая облачность.

На встречных курсах разошлись с машинами с одной лишь скромной наклейкой "LADOGA" - хорошая примета! Значит, мы выбрали правильное направление!

На дороге до Дальних Зеленцов есть примерно три "тематических" засадных места. Спасибо интернету - прошли их без остановки. Конечно, это пижонство, например, один мостик перед тем, как на него сунуться, следовало бы пройти пешком, но навстречу ехал джип с наклейкой "Ладога", который нам по-джентльменски уступил право первыми проехать. Пришлось проехать. Зато в другом месте, где нас никто не видел, я долго переезжал через бетонную трубу - не хотелось приложить УАЗик об неё бензобаками. Лена сказала, что когда я проезжал, то до трубы оставался ещё большой просвет.... Ещё не понравился колейный мостик из двух двутавров-сороковок - но вроде колея совпала, шины не пострадали.

А вот уже и море! Точнее губа Ярнышная.  На дальнем берегу видна дорога. Сейчас спустимся с горы и поедем там.
А вот уже и море! Точнее губа Ярнышная. На дальнем берегу видна дорога. Сейчас спустимся с горы и поедем там.

Пока ехали по берегу, заметили в море тюленя. Успели его сфотографировать.

Ближе к Дальним Зеленцам дорога стала лучше. Перевалив через очередную горку, мы увидели Дальние Зеленцы! Дорога красиво спускалась в посёлок. Одноэтажные домики - это дачи. Часть заброшены, но во многих видно, что ими пользуются.

Ура! Доехали!
Ура! Доехали!

Погода, как видно, пасмурная. Дорога нас как-то сама собой вынесла в самое атмосферное место Дальних Зеленцов - останкам Мурманского морского биологического института. (ММБИ КНЦ РАН)

С самим институтом всё в порядке - просто его в 1989-м году перевели из Дальних Зеленцов в Мурманск. В Дальних Зеленцах осталось то, что осталось. Сейчас я бы назвал это музеем под открытым небом, в котором можно трогать экспонаты, правда никто не гарантирует, что это будет безопасно. Но, то, что осталось, даёт представление о том как строили, как жили люди в этих краях в ушедшую эпоху. А ещё, наличие интернета превращает эти руины в интерактивный музей - можно обойти руины, а потом вечером, лёжа в тёплой кроватке почитать как оно тут было раньше.

А ещё нам понравилось в Дальних Зеленцах то, что что исчезло, например на Рыбачьем лет как десять назад - приветливые и общительные туристы! По моим наблюдениям, эта приветливость исчезает, как только туристов становится больше и место доступнее. Здесь атмосфера туристического братства ещё сохранилась.

О руинах будет отдельная статья.

Узнаваемое место
Узнаваемое место

Как только мы приехали в самое атмосферное место - случилось чудо! Выглянуло солнце и небо стало голубым! Зашли на причал. На причале никого не встретили. Пофоткались.

Даже сейчас здание ММБИ выглядит стильно
Даже сейчас здание ММБИ выглядит стильно

Солнце слепит - глаза не открыть.
Солнце слепит - глаза не открыть.
УАЗик
УАЗик

Северная коррозионная станция ИФХЭ РАН

Пока погода не передумала - решили сходить посмотреть на Северную коррозионную станцию. Проход туда свободный. На входе листочек с просьбой не забирать образцы на сувениры. Руками трогать их тоже нельзя! Следы рук нарушат чистоту эксперимента.

Дверь закрыта на замок. Что там внутри - лучше посмотреть в интернете.
Дверь закрыта на замок. Что там внутри - лучше посмотреть в интернете.

Если честно, меня немного удивляло, почему для коррозионной станции было выбрано это место. Во-первых, чистый воздух. Во-вторых - холодно. Какая коррозия? Вот в Москве на МКАДе - это коррозия! На следующее утро я своё мнение поменял. Ещё одна причина выбора места - секретность. Это сейчас здесь ходят все подряд.

С коррозионной станции открывается отличный вид на Дальние Зеленцы.

Неплохое место выбрали в 1935-м году для ММБИ.

Пофоткал немножко образцы. Испытания длятся не один год!

На листочке просьба не вандалить станцию!
На листочке просьба не вандалить станцию!

Вот, например, испытывается сварной шов. Причём этот сварной шов испытывается в разных вариантах нагружения.

Хороший такой стыковой шов. Что за материал - не знаю. Может быть даже титан.
Хороший такой стыковой шов. Что за материал - не знаю. Может быть даже титан.

Лену интересовало немножко другое:

И ещё немножко образцов:

После посещения коррозионной станции мы решили немножко прокатиться по окрестностям - совсем немножко. Конечно, была мысль, найти место для ночлега, но оно не нашлось.

Вид с горы на губу Ярнышную

В сторону губы Ярнышная шла дорога, по которой мы и поехали.

Вид из окна УАЗика
Вид из окна УАЗика

Рассмотрели белые пятна на том берегу - это лёд!

Какая-то заброшка
Какая-то заброшка
На горе стоит геодезический пункт номер 202
На горе стоит геодезический пункт номер 202
УАЗик
УАЗик

Пока гуляли по горе, снова пошёл небольшой дождик. Полюбовались видом на руины ММБИ с высокого берега озера Промерного.

Кстати, высоковольтная ЛЭП заканчивалась здесь. В самих дальних Зеленцах я не видел висящих проводов. Но электричество есть! Скажу больше - мы ночевали рядом с электричеством!

С горы внизу виднелось ещё какое-то небольшое озерцо, и к нему вела какая-то дорога. Но, похоже, что там на стоянке уже кто-то был, а во-вторых, низина в которой было это озерцо, выходила на берег океана. Мы подумали, что там будет слишком холодно и ветрено. Времени на поиски места стоянки "на природе" как-то уже не осталось.

Мы решили вернуться в Дальние Зеленцы и встать на берегу озера Промерного рядом с руинами. Пока спускались с горы, дождь прошёл. Я выставил УАЗик в горизонтальное положение, и у меня осталось время на "некультурную программу". Внутрь здания ММБИ туристами была проложена тропа и обустроен лаз - грех было не залезть внутрь.

И я залез!
И я залез!

К вечеру снова стало пасмурно. За окном нашего УАЗика был вот такой пейзаж:

Время ноль часов сорок три минуты первое августа.
Время ноль часов сорок три минуты первое августа.

Утро, бытовуха

Стандартная фотография - вид из кроватки:

Время девять утра
Время девять утра

С погодой опять повезло - стоял туман.

Утром, нам как обычно, надо было сварить кашу, заправить термос, заправиться самим. Я пошёл искать кухонную мебель. Тумбочка нашлась на соседней стоянке, в гараже нашёлся сломанный пенопластовый ящик без одной стенки. Чтобы тумбочка не шаталась под её угол был подложен обломок плаката, информирующего туристов о том, что в окрестностях есть медведи.

Наш кухонный гарнитур
Наш кухонный гарнитур

Вода в Промерном озере - так себе. Для технических нужд годится, но использовать её в кулинарных целях как-то не хотелось. Где в Дальних Зеленцах можно набрать чистой воды - мы так и не узнали. У нас с собой был запас своей, ещё из Карелии.

Здесь живёт электричество!
Здесь живёт электричество!

После завтрака пенопластовый ящик я отнёс обратно в гараж и тумбочку отнёс туда, где взял.

Гаражи
Гаражи

Стыдно признаться, но ночевали мы на территории бывшего автохозяйства. Вечером не ощущалось, а вот утром я учуял лёгкий аромат солярки.

Поскольку мы не рыбаки и не дайверы, то в Дальних Зеленцах нам дальше делать было как бы нечего, впереди нас ждала Териберка - будущий курорт Мурманской области. Северная Анапа, если можно так сказать.

Про посещение заброшенного здания ММБИ и кладбища кораблей будет отдельная статья.

Подписывайтесь! Скоро эта статья будет дополнена видеоматериалами, внутри статьи видео открывается без рекламы.

P.S. Штурман прочитал статью - статья будет отредактирована и дополнена!