Выйти замуж за Арагорна, а затем вернуться к отцу и матери, уплыв за Море в Бессмертные Земли в качестве бессмертного эльфа, было бы неоправданно жестоко для Арвен.
Начнём с того, что неверно утверждать, будто Арвен «стала человеком» — она всегда была человеком, а если точнее, полуэльфом, которые по рождению причислялись к смертным, за редчайшим исключением в виде представителей рода Эарендиля, к коим принадлежала Арвен.
«Ибо все, в ком есть кровь смертных людей, будь её доля велика или мала, смертны, разве что иной приговор назначат им; а в этом деле власть выносить приговор дана мне [Манвэ]. Вот какова моя воля: Эаренделю и Эльвинг, и сыновьям их, даётся свободный выбор; пусть каждый решает сам, по законам какого народа судим он будет».
(c) «Утраченный путь и другие истории», «Квента Сильмариллион» (пер. С. Лихачёвой)
Впрочем, даже сами эльфы, по мнению Дж. Р. Р. Толкина, не являются каким-то другим биологическим видом по сравнению с людьми — и бессмертные эльфы, и смертные люди являются Детьми Илуватара, Перворождёнными и Последышами. Разница между ними — не биологическая; она обусловлена отнюдь не генетикой и физиологией, а природой их фэар (душ). Отличие заключалось лишь в посмертной судьбе — эльфы должны оставаться в Арде и пребывать в ней до её Конца, в то время как люди покидают Круги Мира. Даже когда эльфы умирают от насилия или горя, они всё равно остаются в Арде и даже могут вернуться из Чертогов Мандоса с новыми телами, идентичными прежним. Подробности каких-либо прочих внешних различий между людьми и эльфами в основных прижизненных произведениях Профессора так и остались нераскрытыми, он ограничился лишь краткими заметками «на полях». Отдельно отмечалось только, что бессмертные отличались от смертных глазами, которые сияли особенным блеском, а если эльф прожил уже долгое время, то в его/её печальном взгляде читалась неизбывная мудрость минувших веков.
Тем не менее, именно разница в судьбоносном роке является причиной, по которой Арвен сделала свой выбор, который она описала Фродо как «выбор Лутиэн». Арвен не была «эльфийкой» в строгом смысле этого слова, она была полуэльфийкой — с наследием от смертных и бессмертных. Как уже было озвучено выше, полуэльфы являлись смертными без какого-либо права выбора, но благодаря подвигам Эарендиля и Эльвинг, Манвэ даровал им самим и их сыновьям, Эльронду и Эльросу, возможность выбрать, к какому народу принадлежать.
Когда Эльронд сделал свой выбор в пользу эльфов, то эту привилегию унаследовали также и его дети, чья эльфийская наследственность была восполнена за счёт матери, Келебриан, и при этом они могли отсрочить свой выбор до определённого времени, хотя и не до бесконечности.
«Ему [Эльронду], как и Высшим эльфам, жившим тогда в Средьземелье, была дарована особая милость: почувствовав усталость от жизни в землях смертных, они могли сесть на корабль в Серой Гавани и отплыть к берегам Закатного Края. Милость эта не была отнята и после того, как Мир изменился. Детям Элронда также предстоял выбор — покинуть закруглившийся Мир вместе с отцом или же остаться, стать смертными и умереть в Средьземелье».
(c) «Властелин Колец», Приложение A: “Летописи королей и властителей” (пер. М. Каменкович)
Напротив, Эльрос, сделав выбор в пользу людей, фактически принял решение и за своих детей, и за их потомков, навсегда привязав их к человеческому роду. Аналогичным же образом дети Арагорна и Арвен, Эльдарион и его сёстры, рождённые уже после совершённого матерью выбора, также были смертными. Смерть — это Дар Эру его младшим Детям, людям, и единожды приняв его, отказаться будет уже нельзя.
Выбор Арвен свершился тогда же, когда она впервые встретила Арагорна гуляющим в садах Эльронда. Если бы Арвен осталась бессмертной и просто дожидалась бы смерти Арагорна, а затем отправилась бы в Бессмертные Земли, то она оказалась бы навсегда разлучена с Арагорном — а эльфы практически никогда не вступают в повторный брак, по крайней мере, такие случаи чрезвычайно редки и носят исключительный характер. Таким образом, благодаря своему решению избрать удел смертной Арвен после своей смерти покинула пределы Кругов Мира, и её душа отправилась в то же место, где пребывал и покойный Арагорн — где бы оно ни было (то ведомо одному лишь Эру).
«— О нет, возлюбленный господин мой, — отвечала она. — Выбор сделан давно. Да и нет в Гавани корабля, который отвёз бы меня за Море. Я должна принять Человеческий Жребий, хочу я того или нет. Я понесу утрату и низойду в молчание».
(c) «Властелин Колец», Приложение A: “Сказание об Арагорне и Арвен” (пер. М. Каменкович)
Автор статьи - Elvenstar. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.
Вступайте в группу ВКонтакте и Телеграме - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!