Найти в Дзене
Сказки-Подсказки

Коммуникативные качества личности

«Воскресенье — замечательный день!» — думал Гвидон, сладко потягиваясь в своей кровати. «Рано вставать — не надо, в школу идти — не надо, уроки я ещё вчера сделал», — продолжал рассуждать мальчик, заправляя свою постель. «Мелкий будет с утра мультики смотреть, можно к нему присоединиться». Гвидон оказался совершенно прав: после завтрака его младший брат, удобно расположившись в гостиной на диване, попросил включить ему его любимый мультфильм про Чебурашку и Крокодила Гену. «Ну, Чебурашка, так Чебурашка», — подумал Гвидон и тоже пристроился на диване. Но что-то сегодня было не так с этим мультиком, какая-то смутная мысль вертелась в голове у Гвидона, и он никак не мог понять, что же не так с Чебурашкой? А тем временем на экране телевизора Чебурашка пытался найти себе друзей, стараясь побороть свою застенчивость и робость. «Ну точно! — воскликнул Гвидон. — У него же, очевидно, проблема с коммуникативными навыками». «С чем проблемы?» — не отрываясь от телевизора, спросил младший брат. «Да

«Воскресенье — замечательный день!» — думал Гвидон, сладко потягиваясь в своей кровати. «Рано вставать — не надо, в школу идти — не надо, уроки я ещё вчера сделал», — продолжал рассуждать мальчик, заправляя свою постель. «Мелкий будет с утра мультики смотреть, можно к нему присоединиться». Гвидон оказался совершенно прав: после завтрака его младший брат, удобно расположившись в гостиной на диване, попросил включить ему его любимый мультфильм про Чебурашку и Крокодила Гену. «Ну, Чебурашка, так Чебурашка», — подумал Гвидон и тоже пристроился на диване. Но что-то сегодня было не так с этим мультиком, какая-то смутная мысль вертелась в голове у Гвидона, и он никак не мог понять, что же не так с Чебурашкой? А тем временем на экране телевизора Чебурашка пытался найти себе друзей, стараясь побороть свою застенчивость и робость. «Ну точно! — воскликнул Гвидон. — У него же, очевидно, проблема с коммуникативными навыками». «С чем проблемы?» — не отрываясь от телевизора, спросил младший брат. «Да с коммуникативными навыками. Не знаешь, что это такое? Ну так я тебе сейчас объясню, только мультик досмотри, а я пойду учебник по обществознанию полистаю, вспомню теорию чуть-чуть».

Когда с мультиком было покончено, Гвидон всерьёз взялся за просвещение младшего брата.

— Смотри, — начал своё объяснение Гвидон, — коммуникативные качества личности — это качества, которые позволяют человеку взаимодействовать с другими людьми эффективно.

— А эффективно — это как? — спросил малыш.

— Ну вот ты когда хочешь пятую конфету съесть, ты к кому идёшь?

— К маме.

— А она что?

— А она говорит, что нельзя.

— А ты что?

— А я ничего, — уныло протянул малыш.

— Вооот, — протянул Гвидон. — Это пример неэффективного взаимодействия, своей цели ты не достиг.

— А что я должен говорить, чтобы получить свою конфету?

— Пятую конфету!

— Ну пятую конфету, — потупил взгляд мальчик.

— А этому я тебя учить не буду, сам думай, набирайся опыта. Ну в общем ты понял, что такое эффективное взаимодействие.

— Понял. А у Чебурашки взаимодействие неэффективное было, да?

— В начале мультика, да. Молодец, пацан! Схватываешь на лету. У Чебурашки вначале не получалось завести себе друзей, потому что он слишком стеснялся и боялся начать разговор.

— То есть нужно просто не стесняться, и тогда у тебя всё будет в порядке?

— Боюсь, что не всё так просто. Давай перечислим основные коммуникативные качества личности, которые нужно в себе развивать. Итак, первое качество — это умение выражать свои мысли. Хочешь чего-то добиться от другого человека — учись говорить чётко, логично и доступно.

— Ну я с мамой, вообще-то, так и говорю. Мама, дай мне конфету, я её съем.

— Пятую конфету!

— А какая разница?

— Ладно, слушай дальше. Следующее качество — умение слушать и слышать, и вот тут, братец, у тебя большие проблемы. Тебе что обычно мама отвечает?

— Не помню.

— Вот я об этом и говорю. Мама тебе каждый раз объясняет, что конфеты от тебя никуда не денутся, просто есть их нужно так, чтобы потом животик не болел. Съешь ты сейчас пятую конфету, тебе будет приятно несколько минут, а потом у тебя заболит живот, и ты не сможешь играть и веселиться. Разве это здорово?

— Совсем не здорово! — согласился малыш.

— Дальше, следующее качество — тактичность и вежливость.

— Я конфеты вежливо прошу. Мама, дай, пожалуйста, мне конфету. Пятую...

— Это ты молодец. Только понимаешь, разговаривать вежливо нужно не только с родителями, но и с другими людьми. Вот у тебя друзья в садике есть?

— Есть. Гоша и Семён.

— А как ты с ними разговариваешь, когда хочешь поиграть с их игрушками?

— Неправильно разговариваю, получается. Просто говорю — дай сюда эту игрушку.

— Ты, братец, не просто неправильно разговариваешь, ты сразу на игрушку кидаешься и начинаешь её отбирать. Я сам видел.

— Я, пожалуй, так больше делать не буду.

— Вот и молодец. Тебе ещё нужно развивать гибкость в общении, это ещё одно коммуникативное качество. Нужно уметь адаптироваться к разным ситуациям и собеседникам. Ну вот, представь, что Гоша болеет и у него заложило уши, он слышать стал хуже, чем обычно. Как с ним нужно разговаривать?

— Громко.

— А если ты в библиотеке, спрашиваешь у библиотекаря название книги, а вокруг сидят люди и читают?

— Тогда надо говорить тихо. Я понял.

— Я тебе почему это всё рассказываю? Потому что коммуникативные качества помогают человеку успешно интегрироваться в общество и играют важную роль в процессе социализации.

— Гвидон, я сейчас ничего не понял из того, что ты сказал.

— Про социализацию ты не знаешь, а что такое эмпатия?

— Нет.

— А толерантность?

— Тоже нет, — совсем загрустил малыш.

— А сотрудничество?

— Ну немного...

— Слушай и запоминай. Эмпатия — это способность понимать и разделять чувства других людей.

— Когда Семён был грустный весь день, потому что у него сломалась его любимая машинка, я тоже весь день грустил и пытался его утешить. Это эмпатия?

— Она самая. Толерантность — это уважение к различиям, умение находить общий язык с людьми других взглядов и убеждений. Ты с Гошей давно в садике дружишь?

— Давно.

— А помнишь, как он два года назад разговаривал?

— Помню. Очень плохо разговаривал: слова многие не выговаривал и молчал в основном. А мы всё равно с ним в садике играли. Куличики в песочнице пекли и строили гараж для машинок.

— Ну так это и есть толерантность. А сотрудничество, мой дорогой братишка, — это готовность работать в команде, идти на уступки и достигать общих целей.

— То есть, если я попрошу тебя помочь мне заполучить у мамы пятую конфету, это будет сотрудничество?

— Сотрудничество должно быть взаимовыгодным, а здесь какая моя выгода?

— Я с тобой поделюсь! Давай тогда и пятую и шестую конфету просить, иначе мне мало будет.

— Ну смысл ты понял.

— Гвидоша, а как развивать коммуникативные качества?

— Ну, во-первых, практиковать активное слушание. Это когда ты вслушиваешься в слова своего собеседника и стараешься понять, что же он хочет тебе сказать, какие эмоции он испытывает. В общем, нужно стараться быть внимательным к мыслям и чувствам других людей. Можно ещё участвовать в дискуссиях и дебатах, но это когда ты станешь постарше. Сейчас можешь на мне тренироваться. Я, например, скажу тебе, что мультик про Чебурашку и Крокодила Гену никчёмный.

— Да ты что!

— Вот, будешь доказывать мне, что я не прав. Потом, ещё нужно работать над самоконтролем, сдерживаться, если хочется перебить собеседника, думать, прежде чем что-то сказать. Вот ты что делаешь, когда мама отказывается дать тебе конфету?

— Пятую?

— Пятую.

— Плакать начинаю.

— И кричать. А нужно взять себя в руки и спокойно объяснить, зачем тебе эта конфета. И провести саморефлексию — посмотреть на себя со стороны, подумать, как ты ведёшь диалог, в чём ты прав или нет.

— Ох, Гвидоша, это так сложно. Но я всё понял.

— Вот и молодец.

— Может, пойдём чай попьём? С конфетами...

ТЕОРИЯ.

Тема 1.1 в кодификаторе ЕГЭ (Коммуникативные качества личности).

Коммуникативные качества личности — это совокупность характеристик, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных социальных ситуациях.

Основные коммуникативные качества

  • умение слушать и слышать
  • умение выражать свои мысли
  • тактичность и вежливость
  • гибкость в общении

Коммуникативные качества включают:

  • эмпатию (способность понимать и разделять чувства других людей)
  • толерантность (уважение к различиям, умение находить общий язык с людьми разных взглядов и культур)
  • сотрудничество (готовность работать в команде, идти на компромиссы и достигать общих целей)

Роль коммуникативных качеств

  • помогают личности успешно интегрироваться в общество, способствуют её социализации
  • помогают реализовать себя в профессиональной сфере (навыки публичных выступлений, умение вести переговоры, аргументировать свою позицию, предотвращать и разрешать конфликты)
  • помогают адаптироваться к новым условиям цифровой эпохи (умение эффективно общаться через электронную почту, мессенджеры и социальные сети, критическое мышление)

Развитие коммуникативных качеств:

  1. Практиковать активное слушание.
  2. Участвовать в дискуссиях и дебатах.
  3. Изучать основы психологии общения.
  4. Работать над саморефлексией и самоконтролем.