Найти в Дзене
Интересные автомобили

Американское железо: AMC Pacer 1975-1980

Топливный кризис начала 1970-х, стремительный рост популярности японских машин в США, «heavy traffic» - пробки в городах и сокращение количества парковочных мест, заставили американских производителей заняться разработкой компактных автомобилей. Откровенно говоря, получалось у них не очень… Отличным примером компактного американского автомобиля является AMC Pacer, выпускавшийся с 1975 по 1980 год. Когда Pacer был представлен публике, его поспешили назвать автомобилем XXI века – стиль радикально отличался от прямоугольных коробок автомобилей 70-х годов. Время было печальное для американского автопрома и на фоне унылых конкурентов, смотрелся Pacer достаточно интересно. Рекламировался AMC Pacer как «первый широкий компактный автомобиль», поскольку по ширине кузова не уступал полноразмерным машинам.  Инженеры AMC применили инновационный подход, автомобиль проектировали как-бы изнутри. Сначала спроектировали просторный четырёхместный салон (насколько это было возможно в заданных габаритах),

Топливный кризис начала 1970-х, стремительный рост популярности японских машин в США, «heavy traffic» - пробки в городах и сокращение количества парковочных мест, заставили американских производителей заняться разработкой компактных автомобилей. Откровенно говоря, получалось у них не очень… Отличным примером компактного американского автомобиля является AMC Pacer, выпускавшийся с 1975 по 1980 год.

-2
-3
-4

Когда Pacer был представлен публике, его поспешили назвать автомобилем XXI века – стиль радикально отличался от прямоугольных коробок автомобилей 70-х годов. Время было печальное для американского автопрома и на фоне унылых конкурентов, смотрелся Pacer достаточно интересно. Рекламировался AMC Pacer как «первый широкий компактный автомобиль», поскольку по ширине кузова не уступал полноразмерным машинам. 

AMC Pacer 1975
AMC Pacer 1975
-6
-7

Инженеры AMC применили инновационный подход, автомобиль проектировали как-бы изнутри. Сначала спроектировали просторный четырёхместный салон (насколько это было возможно в заданных габаритах), а сверху «натянули» максимально компактный кузов. Простору способствовала, едва ли не рекордная, площадь остекления (аквариум!). Интересной деталью была разная длина дверей: правая сделана длиннее на 10 см, для более удобной посадки назад. На дизайне, к сожалению, инновации и закончились.

-8
-9
-10

В отличие от набиравших ход в Америке иностранных компактов, Pacer имел устаревшую заднеприводную конструкцию – корпорация AMC всегда балансировала на грани выживания и вкладывать в разработку переднеприводной компоновки ей было попросту нечего. Использовались уже освоенные узлы, агрегаты и инженерные решения. На этом фоне комично звучали планы AMC оснастить Pacer роторно-поршневым двигателем Ванкеля, считавшимся тогда весьма перспективным. Двигатель собирались закупать у корпорации General Motors, купившей лицензию у немецкой компании NSU (которую двигатель Ванкеля и похоронил), но испытания показали крайне низкую надежность, а также прожорливость экзотического агрегата.

-11
-12
-13

Пришлось оснащать Pacer проверенными двигателями собственной конструкции: 3,8-литровым шестицилиндровым мощностью 90 лошадиных сил и 4,2-литровым мощностью 95 лошадиных сил. Потреблял Pacer совсем не маленькие 10 – 15 литров подорожавшего в 70-х бензина. К тому-же широкий кузов с большими окнами оказался слишком тяжелым для своего класса. Автомобиль объединил недостатки компактных и полноразмерных машин: места мало, багажника вообще практически нет, а топлива требует много. Еще и не дешев: от 3 299 $, на 500 $ дороже компактного Ford Pinto, а хорошо укомплектованный Pacer обходился в 5 000 $ - цену полноразмерного седана.

-14
-15
-16

Тем не менее, в первый год производства было продано более 145 000 AMC Pacer, но вскоре интерес к автомобилю иссяк и к 1980 году удалось реализовать только около 280 000 экземпляров. Спрос не получилось оживить ни добавлением в линейку Pacer кузова универсал, ни оснащением автомобиля 5-литровым V8 мощностью 130 лошадиных сил (эпоха недомогания...), ни расширением списка опций. Pacer, задуманный как передовой автомобиль эконом-класса, оказался люксовой компактной машиной архаичной конструкции и вчистую проиграл более продвинутым импортным малолитражкам.

Pacer в переводе – «лидер», «задающий темп», свое амбициозное название не оправдал! Возможно, следовало оставить название Amigo, придуманное не стадии зарождения проекта...

AMC Pacer DL 1979
AMC Pacer DL 1979
-18
-19
-20

Автомобиль должен быть хорошо известен на всем постсоветском пространстве. У многих в детстве была масштабная модель игрушка завода Прогресс, представлявшая собой не очень качественную копию AMC Pacer в масштабе 1:64 британского производителя Corgi. У меня машинка не сохранилась, в интернете хорошей фотографии не нашел, поэтому никого пугать не буду. Кто вспомнил, тот вспомнил!

-21

С другим компактным «творением» корпорации AMC можно ознакомиться по ссылке ниже. Интересно, что дебют AMC Gremlin состоялся в «День дурака» - 1 апреля 1970 года. Совпадение?

Сергей Клюшниченко

Фото Mecum, Old Car Brochures