Найти в Дзене
дневник ролевика

Богатырские лапти, или "художник так видит"...

Вчерашний день, часу во втором, зашел я в Государственную публичную историческую библиотеку. Полистать кое-какие малотиражные издания. И... Буквально споткнулся на лестнице. На их главной лестнице, которая в основной читальный зал ведет. Потому что на стене на площадке меж этажами висело ЭТО. Картина называется "Богатырь". Художник Михаил Шаньков. Я ведь поначалу даже и не понял, что у богатыря не так. А потом дошло... ЛАПТИ!!! Господи... На нем висит железа примерно на годовой доход деревеньки в 20-30 дворов. Плюс конь богатырский... Почему - лапти?! Не, я понимаю, что это, видимо, такая попытка показать, что богатырь-де из народа... Только вот даже Илья Муромец, самый народный из всех народных богатырей, кроме Микулы, лаптей не носил! Разве что в самом начале своей истории, когда каликам перехожим, впервые в жизни встав, дал напиться. Богатырь должен и выглядеть, как богатырь. У него все должно быть самое лучшее. Потому что в Средневековье понты - это наше все, а понтовались в перву

Вчерашний день, часу во втором, зашел я в Государственную публичную историческую библиотеку. Полистать кое-какие малотиражные издания. И...

Буквально споткнулся на лестнице. На их главной лестнице, которая в основной читальный зал ведет.

Потому что на стене на площадке меж этажами висело ЭТО.

Картина называется "Богатырь". Художник Михаил Шаньков.

-2

Я ведь поначалу даже и не понял, что у богатыря не так. А потом дошло...

ЛАПТИ!!!

-3

Господи... На нем висит железа примерно на годовой доход деревеньки в 20-30 дворов. Плюс конь богатырский...

Почему - лапти?!

Не, я понимаю, что это, видимо, такая попытка показать, что богатырь-де из народа...

Только вот даже Илья Муромец, самый народный из всех народных богатырей, кроме Микулы, лаптей не носил! Разве что в самом начале своей истории, когда каликам перехожим, впервые в жизни встав, дал напиться.

Богатырь должен и выглядеть, как богатырь. У него все должно быть самое лучшее. Потому что в Средневековье понты - это наше все, а понтовались в первую очередь оружием, конем и одеждой! Не случайно в одном из вариантов былины об Илье Муромце Илья волшебным образом находит подобающее ему в новой, богатырской, ипостаси снаряжение, еще только направляясь в Киев:

Отправлялся Илей к стольному городу ко Киеву,
Пришел к тому камени неподвижному,
На камени была подпись да подписана:
«Илей, Илей, камень сопри с места неподвижного,
Там есть конь богатырский тебе,
Со всеми-то доспехамы да богатырскима;
Там есть-то шуба соболиная,
Там есть-то плеточка шелковая,
Там есть-то палица булатная».

Почему? Да потому что с мужиком в тереме князя Киевского даже разговаривать не станут!)

Более того. Даже Микула Селянинович, богатырь-пахарь, символ могущества самой Земли Русской, предстает нам внезапно...

Очень и очень небедно одетым!

Когда Вольга Микулу разыскивал, нашел он великого пахаря вот в таком виде:

У оратая сапожки зелен сафьян, —
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту, пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати,
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.

Почему? Да потому что уважающий себя мужчина в то время в первую очередь должен был выглядеть! Встречают-то по одежке, это провожают только по уму...)

Даже у оратая Микулы - сапожки зелена сафьяна. А возвращаясь к Илье, интересу ради...

Единственный раз в жизни надевал он лапти после того, как излечился и богатырем заделался:

«Там татарин е великий, А великий Идолищо да страшный, Он по кулю да хлеба к выти ест, По ведру вина да он на раз-то пьет, —
Так не смию я идти туды к татарину». Говорит ему казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович: «Ай же ты Иванищо могучее! Дай-ка мне-ка платьицев нунь старческих, Да лаптёв же мне-ка нунчу старческих,
Своей шляпы нунь же мне-ка-ва да старческой, Да й клюхи же мне-ка сорока пудов, —
Не узнал бы нунь татарин да поганый Что меня же нунь казака Илья Муромца, А Илья сына Иванова». —
«А не дал бы я ти платьицев да старческих, А не смию не́ дать платьицов тут старческих,— С чести ти не дать, так возьмешь не с чести, Не с чести возьмешь, уж мне-ка бок набьешь». Отдавае ему платьица ты старчески, 
Лапти тут давае он же старчески, Шляпу он давае тут же старческу, А клюху ту он давае сорока пудов. Принимает тут же платья богатырские, А садился на коня да богатырского, Он поехал Ильей Муромцем.

Все. Надевал Илья лапти, только когда переодеться хотел под простого мужичка-бомжика. Так там и прочий "прикид" соответствовал - "платье старческое". А носить лапти вместе с обычной одеждой, оружием и доспехами элитного воина...

Знаете, переводя на наши мерки, это примерно как нацепить резиновые боты за 800 рублей, с рынка, но при этом надеть костюм от Юдашкина, а на руку - часы от Улисс Нардин.

И не только лапти на картине хороши.

-4

Цепляться к внешнему облику булавы я даже не буду. Рисуя булаву, господин Шаньков явно вдохновлялся даже не классическим образом Ильи Муромца с полотна Васнецова:

-5

...Копье точно отсюда срисовано, как и широченные стремена, которые в реальности были вдвое уже...

А вот этим сувенирным поделием:

-6
-7

Проблема ж даже не в этом. Проблема в том, что с лошадью будет, если такое начнет колотить бедную животную в бок, на скаку, шипами?! А с ногой богатыря что будет, ибо при таком способе подвеса булавы в амплитуде при движении прилетать она будет аккурат во внутреннюю сторону голени?

К остальному уже и придираться грешно. Шлем с козырьком, скифский горит вместо саадака... Кто запамятовал, напомню - горит, это чехол для короткого лука, совмещенный с колчаном для стрел.

-8

Русичи никогда подобного не практиковали, колчан и налучье всегда были раздельными.

В общем, Амба-комикс как всегда прав. Тысячу раз прав.

-9

...А ведь тов. Шаньков у нас сейчас - довольно известный художник, заслуженный в их художественных кругах, занимающийся в том числе и исторической живописью...

Слов нет. Даже непечатных.