Найти в Дзене

Рождественский «Щелкунчик» в хореографии Рудольфа Нуреева

Щелкунчик»Рудольфа Нуреева.  Психоанализ, словно тонкий скальпель, вскрывает тайны человеческой души,  искусство же предстает перед ним как богатый источник для размышлений.  Художники, писатели, композиторы, все они, выводят на поверхность  глубинные мысли и чувства, зашифрованные в  символах, метафорах и образах,  недоступных для поверхностного взгляда. В начале каждого года я по традиции смотрю балет «Щелкунчик». Этот волшебный мир, населенный  сказочными существами, особенно привлекателен для психоаналитического взора.   Давайте погрузимся в «Щелкунчик» Рудольфа Нуреева, используя психоаналитический метод, как в глубокое путешествие в мир бессознательного. Юная Клара, находящаяся на перепутье между детством и взрослостью, оказывается в плену тревоги и неопределенности. Рождественские праздники, раньше бывшие символом волшебства и беззаботности, теперь окрашены в оттенки тоски по ушедшему детству и страха перед неизведанным будущим.   Ее бессознательное наполняется образами «идеа

Щелкунчик»Рудольфа Нуреева. 

Психоанализ, словно тонкий скальпель, вскрывает тайны человеческой души,  искусство же предстает перед ним как богатый источник для размышлений.  Художники, писатели, композиторы, все они, выводят на поверхность  глубинные мысли и чувства, зашифрованные в  символах, метафорах и образах,  недоступных для поверхностного взгляда.

В начале каждого года я по традиции смотрю балет «Щелкунчик». Этот волшебный мир, населенный  сказочными существами, особенно привлекателен для психоаналитического взора.  

Давайте погрузимся в «Щелкунчик» Рудольфа Нуреева, используя психоаналитический метод, как в глубокое путешествие в мир бессознательного.

Юная Клара, находящаяся на перепутье между детством и взрослостью, оказывается в плену тревоги и неопределенности. Рождественские праздники, раньше бывшие символом волшебства и беззаботности, теперь окрашены в оттенки тоски по ушедшему детству и страха перед неизведанным будущим.  

Ее бессознательное наполняется образами «идеального возлюбленного», способного растворить ее тревогу и подарить чувство защищенности. В хореографии Нуреева, «Щелкунчик» становится не просто сказкой, а метафорой психоаналитического путешествия в мир ее бессознательных желаний и страхов.  

Щелкунчик, не просто игрушка, а символ ее фантазий о мужчине, который может ее спасти от зла  (в  виде  Мышиного  короля), представляющего ее внутренние конфликты и негативные импульсы. В этом образе можно увидеть проекцию ее желания получить любовь и защиту от отца, который отсутствует в ее жизни, или же от крестного, который подарил ей эту игрушку и символизирует фигуру «идеального мужчины», готового ее защищать.

Декорации и атмосфера балета отсылают нас к темным сторонам подсознания Клары, к ее теневой стороне. Они вполне могут символизировать скрытые желания и страхи Клары, которые она не может осознать в сознании, но которые ощущаются в ее бессознательном.  

Танцы в балете Нуреева полны динамики и эмоциональной глубины, они словно выплескивают на сцену либидо, жизненную энергию, которая движет Кларой и ее  желаниями. В балете мы видим, как она переходит от детской невинности к взрослой любви, и этот переход сопровождается сильными эмоциями.

«Щелкунчик» Нуреева, для меня психологический портрет взросления, где детство и взрослость, фантазия и реальность переплетаются в сложном и завораживающем танце. 

Всем добра ❤️