12 февраля могло бы исполниться 86 лет культовому клавишнику — Рэю Манзареку из The Doors. Рассказываем, какие у него этнические корни, кем он мечтал стать в детстве, где он познакомился с Джимом Моррисоном, с каким панком почти сколотил новую группу, с какой известной актрисой снялся в одном фильме и какой классический композитор повлиял на хит «Light My Fire».
Имел славянские корни
Manzarek — американизированная версия польской фамилии Manczarek (Манчарек). Родители Рэя, Хелена Коленда и Рэймонд Манчарек-старший, были детьми поляков, эмигрировавших в США в конце XIX века. При рождении Рэй носил именно фамилию Манчарек, Манзареком он стал позже.
В 1967-м музыкант женился на Дороти Айко Фудзикаве, девушке японского происхождения. В 1973-м у них родился сын Пабло, впоследствии ставший отцом троих детей. Брак оказался необычайно крепким и продержался почти полвека — его прервала лишь смерть Манзарека от рака в 2013 году, когда музыканту уже было 74. В фан-сообществах The Doors пишут, что Джиму Моррисону и его Памеле Курсон стоило равняться на Рэя с Дороти.
Хотел стать спортсменом
Юный Рэй обожал баскетбол и подумывал заняться этим профессионально. Но только на своих условиях: Манзарек мечтал играть исключительно на позиции тяжелого форварда. Тренер же не видел его в этой роли и говорил, что у Рэя получится стать лишь защитником. И даже поставил будущему рокеру ультиматум: или он играет в позиции защитника, или не играет вовсе. Манзарек выбрал второе.
Музыкант говорил, что он бы не нашел свой путь в The Doors, если бы не те самые слова тренера — тогда, возможно, обидные. Потом Рэй шутливо называл себя «величайшим баскетболистом в Зале славы рок-н-ролла».
Познакомился с Джимом Моррисоном в университете
В конце 1961-го Рэй, уже получивший образование экономиста, поступил в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. Сначала он выбрал юридическое направление, но учебная программа Манзареку не подошла. Поэтому он быстро перевелся в аспирантуру факультета театра, кино и телевидения. После разрыва с девушкой Рэй бросил учебу, но в 1962-м снова вернулся к учебе.
Именно в университете Манзарек встретил и будущую супругу Дороти, и Моррисона, студента-кинематографиста. Причем уже тогда Рэй выступал в группе, но другой — Rick & the Ravens, где также играли его братья. По сути, из нее и «выросли» The Doors. Первой песней, которую Моррисон исполнил вместе с Rick & the Ravens, была «Louie Louie» Ричарда Берри, более известной в версии The Kingsmen. Тогда он еще официально не присоединился к группе.
Интересно, что судьбоносная встреча Рэя и Джима произошла не в самом университете. Они позже пересеклись на пляже, причем Манзарек поначалу Моррисона не узнал: тот сменил прическу (отрастив волосы) и сильно похудел. Джим показал «Moonlight Drive», которая впечатлила его будущего коллегу.
Самый старший участник The Doors
Рэй появился на свет в 1939 году: на момент знакомства с Моррисоном ему было уже 26, а Джиму — только 21. Не такая уж и большая разница в возрасте, но не в молодости, когда каждый год важен. Манзарек был старше Джима на четыре года и десять месяцев, на пять лет и десять месяцев старше барабанщика Джона Денсмора и почти на семь лет старше гитариста Робби Кригера.
Но мы думаем, что такому коллективу, как The Doors, Рэй был просто необходим. Его жизненный опыт и спокойная интеллигентность уравновешивали яркую, граничущую с безумием, харизму Джима Моррисона. Любая успешная группа — это не просто талантливые люди, но и их гармоничное сочетание.
Вдохновлялся классической музыкой
The Doors — необычная для 1960-х (да и для нынешнего времени) группа. Басиста нет, есть клавишник, да и то нестандартный. Он играл на органе (пусть и на электронном) — даже сейчас клавишники играют либо на синтезаторах, либо на обычном фортепиано. А орган больше ассоциируется с классической и церковной музыкой, чем с рок-н-роллом.
Самая известная песня The Doors — «Light My Fire». И, конечно, вы помните ее клавишное соло. А та самая органная партия появилась под влиянием… Баха, хотя некоторое расслышали в ней влияние Дэйва Брубека. Нет, это точно Бах: послушайте его Двухголосную инвенцию №8 фа мажор. Вступление «Light My Fire» до сих пор остается одним из самых узнаваемых в роке. И, если верить Манзареку, оно просто «вышло из 15 или 20 лет музыкальной практики».
Записывал сольные альбомы
После смерти Моррисона в 1971-м у Манзарека вышли четыре пластинки: «The Golden Scarab» (1974), «The Whole Thing Started with Rock & Roll Now It’s Out of Control» (1974), «Carmina Burana» (1983) и «Love Her Madly» (2006).
Еще у Рэя была группа Nite City, также известная как Ray Manzarek’s Nite City. Просуществовала она недолго: в 1977-м появилась и в 1978-м распалась. Но коллектив успел выпустить два альбома и один концертник. Помимо этого, Манзарек участвовал в записи сингла Echo & the Bunnymen «Bedbugs and Ballyhoo» и продюсировал пластинку панк-рок-группы X «Los Angeles» (1990).
Немного поработал с Игги Попом
В течение непродолжительного времени Поп общался с Дэнни Шугерманом, который был менеджером Манзарека в 1970-х. В июле 1974-го в клубе Whisky A Go Go выступал Рэй — а в конце на сцену поднялся Игги, спевший песни The Doors «L. A. Woman», «Maggie M’Gill» и «Back Door Man».
Планы по сотрудничеству были большие. Манзарек хотел стать продюсером следующего альбома Попа и обсуждал создание новой группы с Игги в качестве фронтмена. Музыканты несколько месяцев репетировали и немного играли вживую. Увы, совместного проекта так и не случилось — а жаль.
И с Филипом Глассом
Альбом «Carmina Burana» 1983 года, упоминавшийся выше, — адаптация сценической кантаты немецкого композитора Карла Орфа. Да-да, Рэй опять показал свой интерес к академической музыке. Продюсерами пластинки выступили Филип Гласс и Курт Мункачи, работавший над саундтреками многих фильмов — включая «Шоу Трумана» (1998) и «Часы» (2002).
Коммерческого успеха релиз не имел, но некоторых критиков очень впечатлил. Так, обозреватель сайта AllMusic очень хвалил «Carmina Burana» и назвал его «потрясающе необычайным музыкальным произведением» для тех, кто знает Манзарека только по The Doors. Но не будь группа столь популярной, у Рэя, возможно, не случилось бы шанса посотрудничать с Глассом и записать такой альбом.
Приезжал в Россию (больше одного раза!)
В 2011 и 2012 годах Рэй Манзарек и Робби Кригер давали концерты в Москве с «дорзовским» репертуаром: первый раз — в Crocus City Hall, второй раз — в Arena Moscow. Место у микрофона занял Дэйв Брок (не путать с тезкой из Hawkwind), еще в 1980-х исполнявший песни The Doors в составе трибьют-коллектива Wild Child.
Споры, можно ли гастролировать с материалом группы после смерти фронтмена, будут вечными. Автор этих строк на этих выступлениях присутствовал и остался доволен: это был качественный трибьют The Doors в исполнении (частично) их самих. Имеет право на существование и дает фанатам возможность услышать и увидеть кумиров.
Сыграл в одном фильме с Сигурни Уивер
В 1983-м Манзарек исполнил небольшую роль в криминальной комедии Уильяма Фридкина «Сделка века», где также снялись Сигурни Уивер и Чеви Чейз. Персонаж Рэя — Чарли Симбо, продавец оружием. К кинокарьере музыкант особо не стремился, но со своей задачей справился.
В этой сцене также появляется Грегори Хайнс, известный актер-танцор и звезда Бродвея. Рэй остался в восторге от сотрудничества, отметив не только творческие способности Хайнса, но и его отличный характер. В фанатском чате 2000 года Манзарек признался, что они прекрасно общались друг с другом.