«Малый театр!... Это русская Academie des Sciences! Это коллегия бессмертных!» — так охарактеризовал один из старейших театров Москвы великий Александр Герцен. И с этим трудно поспорить. Малый театр – это не просто сценическая площадка, это настоящая живая история русской театральной традиции. Его появление в Москве связано с именем императрицы Елизаветы Петровны, а первый публичный театр в городе был отдан под патронат моей альма-матер — Московского университета. Свое нынешнее пространство на Театральной площади театр обрел ровно 200 лет назад, заняв перестроенное архитектором Осипом Бове здание купца Варгина. С тех пор он неизменно остается символом русской классики, хранящим традиции и одновременно привносящим в них современное звучание.
На прошлой неделе на этой легендарной сцене состоялась премьера, о которой невозможно молчать — спектакль «Мой нежный зверь» в постановке Андрея Житинкина.
Почему это интересно?
Спектакль поставлен по произведению Антона Павловича Чехова — повести «Драма на охоте». Несмотря на то, что пьесы Чехова занимают почетное место в репертуаре МАЛТа сегодня, в свое время его произведения не сразу нашли отклик на сцене театра. Чехов, друживший со многими актерами Малого театра, приносил сюда свои драматические сочинения, однако в императорский репертуар вошли лишь водевили «Предложение», «Медведь» и «Юбилей». Сегодня же Чехов в Малом театре — это «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры» и теперь — «Мой нежный зверь».
Название спектакля знакомо многим благодаря советскому фильму «Мой ласковый и нежный зверь» 1978 года, однако сам фильм значительно расходится с чеховским оригиналом. Это один из редких случаев, когда Чехов предстал перед читателем в детективном жанре — повесть строится как сложная игра с читателем, многослойная история с неожиданными поворотами и атмосферой неизбежной трагедии.
Андрей Житинкин: режиссер, который не боится экспериментировать
Андрей Альбертович Житинкин — фигура, не нуждающаяся в представлении. Один из самых самобытных режиссеров современного российского театра, он известен своим нетривиальным подходом к классике. Житинкин умеет одновременно оставаться верным оригинальному тексту и придавать ему новое звучание, которое делает спектакль актуальным для сегодняшнего зрителя.
В его работах пространство сцены становится многомерным, наполняясь не только физическими, но и эмоциональными смыслами. Он не боится смелых интерпретаций, но при этом не разрушает саму основу произведения. Его Чехов — это Чехов, который говорит с современным зрителем на языке XXI века, оставаясь в рамках своей эпохи.
Мои впечатления: что меня зацепило
Посещение Малого театра — это всегда событие. Здесь все дышит историей, здесь невозможно просто «прийти на спектакль» — ты буквально попадаешь в другой мир, где сцена и зрительный зал соединяются в едином ритме.
«Мой нежный зверь» — это постановка, в которой встречаются классика и модерн. В спектакле отчетливо чувствуется то, что Чехов вкладывал в свой текст: предчувствие неизбежной развязки, саспенс, тонкая психологическая игра между героями. Но вместе с тем, это не статичная история, а живой, эмоциональный спектакль, в котором классический текст Чехова становится динамичным, насыщенным, напряженным.
Мне понравилось, как режиссер работал с визуальным рядом — освещение, сценография, костюмы создавали именно ту атмосферу, которая так нужна, где каждый взгляд, каждое движение героя несет в себе дополнительный смысл.
Ну и, конечно, игра актеров. Малый театр славится своей труппой, и этот спектакль — еще одно тому подтверждение. Глубина, эмоции, точность передачи характеров — все на высшем уровне.
Стоит ли идти?
Однозначно! Если вы любите Чехова — вам сюда. Если вы хотите увидеть, как можно соединить детектив, классику и тонкий психологизм — вам сюда. Если вы просто любите хороший театр — тоже вам сюда.
«Мой нежный зверь» — это Чехов, который удивляет. Чехов, который держит в напряжении. Чехов, которого стоит увидеть на сцене Малого театра.
И да, Малый театр — это не просто театр, это живая история, которую хочется прожить. Не откладывайте!