Найти в Дзене

Конклав. Оскар 2025. Номинанты премии за лучший монтаж. Часть 4

Продолжаем разбор фильмов - номинантов на премию Оскар за лучший монтаж в 2024 году.

Предыдущий обзор: https://dzen.ru/a/Z5u21D8DUVP11KcF (Злая: Сказка о ведьме Запада)

Все выпуски: https://dzen.ru/suite/80118747-f514-4c59-90ed-8a6502247ffb (Оскар 2025)

Конклав (монтаж - Ник Эмерсон)

Постер к фильму "Конклав" (реж. Эдвард Бергер, 2024)
Постер к фильму "Конклав" (реж. Эдвард Бергер, 2024)

Какой монтаж можно назвать лучшим? Невидимый, сделанный в лучших классических традициях, или, наоборот, слишком заметный, настолько, что вызывает раздражение у зрителя, но тем не менее держит его в напряжении, ожидании продолжения истории и не дает оторваться от экрана.

Фильм «Конклав» является ярким примером того, как можно удачно нарушить все принципы и законы монтажа, которым учат в классических отечественных киношколах.

Информация здесь выдается зрителю самыми маленькими каплями, которые превратятся в море лишь к концу фильма, мы увидим лишние, на первый взгляд. детальные планы, параллельный монтаж событий, происходящих в настоящем и в будущем, нарушения восьмерки, диалоги, в которых одним кадром в течение одной минуты показан только слушающий. Но фильм абсолютно не дает ощущения затянутости. Наоборот, он очень динамичен, как и полагается быть триллеру, каждый кадр которого повышает градус напряжения у зрителя, поддерживает интерес к истории, заставляя задумываться о том, что же будет дальше. Ответы раскроются лишь в самом конце.

«Конклав» завораживает с самых первых кадров. Идет человек. Мы не знаем кто это, не видим его лицо, в кадре - только затылок, склейка, рука, держащая портфель, снова склейка. затылок. Улицы города, кусок красной ткани в руке персонажа. Прошло две минуты и только тогда мы понимаем, что красная ткань - кардинальская шапка, и действие происходит в Риме. И так построены многие сцены в фильме.

Далее мы увидим приехавших на конклав кардиналов с чемоданами на колесиках, проходящих досмотр на детально показанных рентгеновских установках. Затем видим кардиналов, курящих в сторонке, зависающих в мобильных телефонах, груду выкуренных ими сигарет, также детальным планом планом.

Как рассказывает режиссер фильма Эдвард Бергер, идея так выстроить повествование ему пришла когда, находясь в Риме он, проснувшись утром и выпив чашку кофе, выглянул в окно и увидел священника с сигаретой во рту, монахиню, пьющую чашку кофе, архиепископа, несущего портфель. Эти люди, просто идущие на работу, вдохновили Бергера наполнить фильм человеческим аспектом, показать, что его персонажи - обычные люди, такие же как и все остальные. живущие по общим для всех правилам, испытывающие те же самые чувства и имеющие такое же пороки. За каждым персонажем стоит человечность, что и показывают авторы на протяжении всего фильма.

Бергер называет «Конклав» «сдержанным фильмом». Поскольку основное содержание фильма - речи и беседы персонажей, в большом количестве сцен количество склеек минимально. Например, в минутной беседе между кардиналами Файнса и Туччи, камера не переходит от одного персонажа к другому, показывая лишь слушающего Туччи Файнса. Цель такого приема - показать. как то неприятное, о чем говорит Туччи, воспринимается Файнсом. Так зритель лучше понимает силу влияния на Файнса, чем если бы камера перескакивала бы с одного на другого, как подобает в классическом монтаже диалога.

В другой сцене, где Туччи говорит «Это война!», видно нарушение восьмерки. Ошибка? Вовсе нет, - говорит Ник Эмерсон.

Именно по той причине, что если пересечь линию в нужный момент, это может быть захватывающе и очень шокирующе. Но нужно быть острожным, когда делаешь это.
Ник Эмерсон о нарушении восьмерки

Посмотрите эту сцену, да и весь фильм в целом. Вы удивитесь, что можно создать красивую, эффектную и эмоциональную историю, идя наперекор правилам, но делая это умышленно и разумно.

На заметку монтажеру: правила можно нарушать, но четко понимая зачем ты это делаешь. Каждой склейке должно быть разумное объяснение, понятное зрителю.

Продолжение следует...

PS. Если вы дочитали до этого момента - значит тема вам интересна, подпишитесь на канал, будет еще интересней. А в комментариях пишите - какие темы по видеомонтажу вам интересны. Постараюсь их осветить в следующих статьях.

Если же вам нужны личные консультации, услуги по видеомонтажу или анализ смонтированных вами видео, обращайтесь @yurovaoffice (Телеграм)

Успехов Вам!