Найти в Дзене
Танки АМ

"Урал" за рубежом. Обзор первых экспортных модификаций Т-72.

7 ноября 1977 года танки Т-72 "Урал" впервые были продемонстрированы мировой общественности на параде в Москве, посвященном 60- летию Октябрьской Революции. В этом же году машина была представлена для осмотра различным зарубежным военным делегациям ( в том числе французской ) на базе одной из подмосковных войсковых частей.

Работы по созданию модификации Т-72, ориентированной на экспортные поставки, стартовали в УКБТМ в 1975 году. При этом комплектация машины, в зависимости от страны-импортера могла несколько отличаться. Кроме того, на экспортном танке не применялись некоторые новые конструктивные решения, внедрявшиеся на машинах для Советской Армии ( в основном , касавшиеся элементов комплекса управления вооружением, боеприпасов новых типов, конструкций броневой защиты и системы коллективной защиты от оружия массового поражения).

Летом 1976 года Совет Министров СССР принял решение о передаче лицензии и технической документации на производство Т-72 Польше и ЧССР. Совместный протокол с ЦК КПСС по этому поводу появился в начале 1978 года. Помимо лицензионного производства, предусматривались также поставки танков в другие страны, как входящие в ОВД, так и развивающиеся, дружественные СССР. Экспортные варианты "Урала" выполнялись по спецификации " Изделие 172М-Э", "-Э1" и "-Э2". Все машины комплектовались башней с монолитным бронированием скул и упрощенной системой коллективной защиты , причем последняя имела два варианта исполнения , в зависимости от группы стран- импортеров. В состав боекомплекта входили выстрелы с БОПС 3БМ9 и 3БМ12, КС 3БК12 со стальной воронкой , а также штатные ОФС 3ОФ19. На танках спецификации "-Э1" и "-Э2" отсутствовали ( предположительно) крепления для монтажа колейных минных тралов, ставшее в дальнейшем характерной чертой экспортных машин УКБТМ.

Чешский Т-72 ( "-172М-Э") в Военно-техническом Музее в г. Лешаны. Видны бонки для крепления колейного минного трала на НЛД корпуса.
Чешский Т-72 ( "-172М-Э") в Военно-техническом Музее в г. Лешаны. Видны бонки для крепления колейного минного трала на НЛД корпуса.
-3
Окно оптического дальномера.
Окно оптического дальномера.
Ливийский Т-72. Бонки на НЛД отсутствуют.
Ливийский Т-72. Бонки на НЛД отсутствуют.
Иракский Т-72: та же картина. Предположительно, эти машины- спецификации "-Э1".
Иракский Т-72: та же картина. Предположительно, эти машины- спецификации "-Э1".

Поставки танков "-Э" и "-Э1", предположительно, носили больше ознакомительный характер. Связано это было как с затягиванием сроков по организации лицензионного производства , так и неполным соответствием машины современным требованиям ( в частности , это касалось, например , прицела-дальномера ТПД2-49, чья эффективность очень сильно зависела от квалификации и зрительных возможностей наводчика). Тем не менее, машины этого типа, кроме уже упоминавшихся Польши и ЧССР , получили Югославия , а также Ливия, Алжир, Сирия, Ирак и Индия. Интересно, что в приведенных в конце статьи источниках имеются разночтения как по датам поставок, так и типам поставляемых машин. В этом отношении, например, сомнения вызывают поставки танков в Югославию- по другим данным, туда поставлялись уже танки спецификации "-Э2". Кроме того, в приведенных таблицах не указаны ряд стран, в которых 72-ки тоже находились на вооружении ( например, ГДР, Венгрия или Румыния).

Т-72 в ГДР.
Т-72 в ГДР.

Т-72 в Венгрии. Фото: makketinfo.hu
Т-72 в Венгрии. Фото: makketinfo.hu
Фото: makketinfo.hu
Фото: makketinfo.hu
-10
-11

Ответ можно найти в приведенных ниже источников. Помимо вновь выпущенных , за рубеж также поставлялись танки, находившиеся на вооружение Советской Армии. Для этого машины проходили соответствующую доработку, после чего передавались заказчику. Что касается спецификации "-Э2" , то эти машины оснащались уже лазерным прицелом-дальномером наводчика ТПД-К1. Именно такие машины по лицензии с 1981 года производились в ЧССР, а с 1982-в Польше . В дальнейшем они могли поставляться вышеназванным странам. "-Э2" сохранил броневую защиту на уровне базовой машины, а также, например, поворотные бортовые противокумулятивные щитки. Боекомплект пушки был увеличен с 39 до 44 выстрелов. В МТО устанавливался дизельный двигатель В-46-6 и доработанная трансмиссия.

-12
-13
-14
-15
Фото: Tomas Bouchal
Фото: Tomas Bouchal

В начале 80-х машина была доработана , в частности , устанавливались дымовые гранатометы системы "Туча", сплошные бортовые резинотканевые экраны. В дальнейшем была введена ходовая часть с увеличенным динамическим ходом опорных катков.

Доработанный образец в 1981 году получил обозначение Т-72М и изготавливался по спецификациям "-Э2", "-Э3" и "-4". Что касается лицензионного производства этих машин, то в разных источниках также имеются разночтения. Например, согласно книги Д. Колмакова и С. Устьянцева " УКБТМ. 75 лет Тагильской школе танкостроения" в ЧССР и Польше указано, что Т-72М ( "-Э3") был поставлен на конвейер в ЧССР и Польше как раз в 1981 и 1982 году соответственно. Однако , существуют данные (3) что в эти годы на производство был поставлен все таки танк спецификации "-Э2". Косвенно это подтверждается также тем, что Т-72М стали мелькать в репортажах с парадов и учений только в конце 80-х годов. Производство "классических" Т-72М было начато только в 1985 году; год спустя на конвейер встал уже Т-72М1. В общем , здесь нет полной ясности развития событий. Танки Т-72М поставлялись на экспорт во все вышеуказанные страны ( кроме Румынии) , кроме того , среди импортеров во всех источниках указывается Финляндия, хотя в большинстве фото из этой страны фигурируют Т-72М1.

Т-72М Национальной Народной Армии ГДР . В данном ракурсе весьма схож с советским Т-72А. Основные отличия- башня с монолитными скулами меньшего габарита и отсутствие бонок на НЛД.
Т-72М Национальной Народной Армии ГДР . В данном ракурсе весьма схож с советским Т-72А. Основные отличия- башня с монолитными скулами меньшего габарита и отсутствие бонок на НЛД.
-18
Преодоление водной преграды с установленным ОПВТ. Фото: 4777668.livejournal.com
Преодоление водной преграды с установленным ОПВТ. Фото: 4777668.livejournal.com

P.S. Кстати, по поводу Румынии. Получив примерно батальонный комплект 72-ек, Румыны передали несколько машин Китаю, с которым, кстати , у СССР в те годы были достаточно напряженные отношения. В Поднебесной "Урал" подробнейшим образом изучили и в дальнейшем его отдельные конструктивные решения использовались при создании современных китайских танков.

-20

При подготовке статьи использовалась информация из следующих источников:

1. С. В. Устьянцев Д.Г. Колмаков "Т-72/Т-90. Опыт создания отечественных основных боевых танков" ; Нижний Тагил ; ОАО "НПК "Уралвагонзавод" им. Ф. Э. Дзержинского" ; 2013

2. В.В. Поликарпов "Экспортные модификации танков Т-72". Журнал "Невский Бастион" №1-1997.

3. 477768.livejournal.com