Сознательно увлекаться бронетехникой, причем послевоенной, автор начал в конце 80-х...начале 90-х годов прошлого века, будучи школьником . Тогда мне удалось добыть и прочитать ТОиЭ танка Т-72М1, которое при определенных обстоятельствах попало мне в руки. Естественно, не понимая большую часть терминов и сокращений, я фактически, за несколько дней выучил его наизусть, непонятно с какой целью. Затем вышла известная сборная модель фирмы TAMYA. Сейчас конечно ее уровень для профи из сферы стендового моделизма покажется через чур примитивным ( что в общем то так и есть), а вот лет 25 назад это был предел мечтаний для многих . В общем, танчик почему то повлиял на выбор моего увлечения, поэтому решил сделать на него обзор, и заодно попытаться отмазаться от тех хейтеров, которые подловят меня на повторении пройденного материала. Итак, Т-72М1- экспортный вариант основного танка Т-72А ( "Объект 172М1"), принятого на вооружение Советской Армии 22 июня 1979 года. Разработка экспортного варианта спецификаций 172М1-Э5 и 172М1-Э6 была завершена к апрелю 1983 года, а в октябре танк , получив войсковое обозначение Т-72М1, был разрешен к поставкам на экспорт. Первые машины были поставлены в Польшу, ЧССР и Югославию. Чуть позднее- в Индию. Танки поставлялись также в Ирак, Алжир, Иран, Ливию, Финляндию. С 1986 года Т-72М1 выпускались по лицензии в ЧССР ( Завод ZTS Martin, более 1000 машин) и Польше ( Завод Bumar-Labedy, более 600 машин), которые также поставлялись на экспорт, в том числе, в ГДР и Сирию. В конце 1987- начале 1988 года сборка Т-72М1 началась в Индии на предприятии в г. Avadi. Также , по некоторым данным, определенное количество танков из-за срыва ряда контрактов и в результате развала СССР попала в свежеиспеченную Российскую Армию. С технической точки зрения, Т-72М1 примерно соответствует танку Т-72А по состоянию на 1982 год, традиционно отличаясь упрощенными прицельными комплексами наводчика, комплектацией боеприпасов, также упрощенной системой ПАЗ и рядом мелких конструктивных особенностей.
Компоновка танка соответствует таковой, принятой для семейства Т-72, с экипажем из трех человек и кормовым расположением МТО. Боевая масса- 41, 5 тонны.
Основное вооружение- стандартная 125мм гладкоствольная танковая пушка Д-81ТМ ( 2А46) с эжекционным устройством продувки канала ствола после выстрела и теплозащитным кожухом. В боекомплект входят 44 выстрела раздельно-гильзового заряжания с оперенными бронебойными подкалиберными ( начальная скорость 1785м/с; бронепробиваемость- 150мм/60град/2000метров), кумулятивными ( соответственно, 905м/c; 200мм вне зависимости от дистанции) и осколочно-фугасными ( 850 м/c; приведенная площадь поражения- 300м.кв.) снарядами.
22 выстрела размещаются в кассетах вращающегося транспортера автомата заряжания, размещенного в корпусе под поликом боевого отделения. Скорострельность при автоматическом заряжании составляет 6...8 выстрелов в минуту. После выстрела поддон сгоревшей гильзы улавливается специальным механизмом и в следующем цикле заряжания выбрасывается через люк в кормовой части башни. Остальные выстрелы размещены в дополнительных укладках в отделении управления и боевом отделении.
С пушкой спарен 7,62*54мм пулемет ПКТ , имеющий боекомплект 2000 патронов. На командирской башенке монтируется зенитная установка с пулеметом НСВТ калибра 12,7*108мм, коллиматорным прицелом К-10Т и ручными приводами наведения. Боекомплект пулемета составляет 300 патронов.
Для ведения огня из пушки и спаренного пулемета днем с места и в движении используется перископический монокулярный прицел-дальномер ТПД-К1 с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости. Прицел имеет дневной оптический канал с 8-кратным увеличением и встроенный лазерный дальномер ( диапазон измеряемых дальностей -от 500 до 4000 метров с точностью 10 метров). Углы прицеливания и бокового упреждения в автоматическом режиме не отрабатывались, поэтому после замера дальности до цели наводчик должен был самостоятельно вводить боковую поправку в прицел, предварительно определив ее вручную или по номограммам на ограждении пушки, корректируя при этом положение прицельной марки.. Соответственно, увеличивалось время подготовки выстрела и снижалась эффективность стрельбы.
Ночной прицел ТПН1-49-23 на ЭОП активного типа работал с ИК-осветителем Л-4. Дальность видения ночью составляла около 1000 метров. Слабые "ночники" один из главных недостатков советских основных танков, а учитывая что Т-72М1 являлся экспортным образцом, он естественно, не был исключением. В танке установлен двухплоскостной электрогидравлический стабилизатор вооружения 2Э28М2. Дальность действительной стрельбы БОПСом с хода составляет 1800 метров; с места-2400 метров.
Командир танка имеет возможность вести наблюдение за полем боя днем и ночью , а также осуществлять целеуказание наводчику. В командирской башенке установлен перископический бинокулярный комбинированный прибор наблюдения ТКН-3В с 5-кратным увеличением дневной и 4,2-кратным -ночной ветвей. Ночью работа осуществляется с подсветкой от ИК-осветителя ОУ-3ГА2. Дальность опознавания цели составляет 300...400 метров. Дополнительно в командирской башенке установлены два дневных призменных однократных прибора наблюдения ТНПО-160, а в крышке командирского люка- два прибора ТНПА-65. У наводчика установлен дополнительный прибор наблюдения ТНП-165А в крыше башни перед основным прицелом, и прибор ТНПА-65 в крышке люка.
В качестве средств связи применялась стандартная танковая УКВ- радиостанция Р-123М и ТПУ Р-124 на четыре абонента.
У мехвода установлен прибор наблюдения ТНПО-168, который в ночное время может заменяться ПНВ активного типа ТВН-2БМ или ТВНЕ-4ПА, а также два призменных прибора в крышке люка.
Корпус танка сварной, из катаных броневых листов. ВЛД установлена под углом 68 градусов от вертикали и представляет собой комбинированную броневую преграду- между наружной и тыльной броневыми плитами ( толщиной , соответственно 60 и 50 мм уложены две плиты наполнителя в виде броневого стеклотекстолита. Наружная бронеплита усилена дополнительным накладным броневым листом толщиной 16мм. Конструкция эквивалентна гомогенной стальной броне средней твердости толщиной 400мм по защите от кинетических ; 490мм- по защите от кумулятивных боеприпасов. Борта корпуса усилены сплошными резинотканевыми экранами толщиной 10мм.
Башня литая, с переменными углами наклона, вварной крышей и донным листом. Скуловые детали башни выполнены в виде комбинированных броневых преград с размещением в стальном броневом массиве наполнителя в виде песчаных стержней. Конструкция обеспечивает стойкость на уровне 380мм катаной гомогенной брони средней твердости по защите от кинетических; 490мм- по защите от кумулятивных боеприпасов.
На скулах башни крепятся 12 дымовых гранатометов системы 902В "Туча". Система обеспечивает постановку дымовой завесы с помощью отстрела дымовых гранат 3Д6 калибра 81мм на дистанциях от 200 до 350метров. Ширина фронта дымовой завесы при залповом пуске четырех гранат составляет 100...120метров; средняя высота- 8 метров. Время эффективного дымообразования одной гранаты~1,5 минуты.
Танк оснащен также термодымовой аппаратурой, системой защиты от оружия массового поражения ( причем ее комплектация различалась в зависимости от того, в какую страну поставлялась машина), узлами для крепления минного трала, а также встроенным оборудованием для самоокапывания.
В МТО устанавливается 4-тактный 12-цилиндровый V-образный многотопливный дизель В-46 ( В-46-6) жидкостного охлаждения, с наддувом от приводного центробежного нагнетателя ,мощностью 780л.с. Двигатель расположен поперек корпуса на специальном постаменте, приваренном к днищу. Крутящий момент передается через шестеренчатый повышающий редуктор ( "гитара").
Система охлаждения - жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и продувкой воздуха через радиаторы с помощью центробежного вентилятора , закрепленного в специальном кожухе на кормовом листе корпуса.
Система воздухоочистки- двухступенчатый воздухоочиститель с эжекционным удалением пыли из пылесборника ( циклонный аппарат плюс кассетные фильтры).
В состав трансмиссии входят две бортовые планетарные коробки передач с фрикционным включением, состыкованные с одноступенчатыми планетарными бортовыми редукторами и уже упоминавшаяся "гитара". Также в ее состав входит собственная масляная система и гидросервоприводы управления движением. Емкость внутренних топливных баков составляет 705 литров ( размещены в отделении управления справа и слева от мехвода, а также в боевом отделении у моторной перегородки). Еще 495 литров топлива находятся в наружных топливных баках на правой надгусеничной полке. В кормовой части корпуса могут крепиться две дополнительные топливные бочки, по 200 или 275 литров каждая, которые с помощью специального оборудования можно подключать к основной топливной системе.
В состав ходовой части входят 12 обрезиненных двускатных опорных катков ( размерностью 750*190) с дисками из аллюминиевого сплава, 6 односкатных поддерживающих катков , цельнометаллические направляющие колеса , ведущие колеса заднего расположения со съемными гусеничными венцами, гусеничные цепи с последовательным РМШ и механизмами натяжения червячного типа. Опорные катки имеют индивидуальную торсионную подвеску с несоосным расположением торсионных валов полной длины и рычажно-лопастными гидроамортизаторами на первых, вторых и шестых узлах.
При полной боевой массе удельная мощность составляет около 19 л.с./т. Танк разгоняется с места до 32 км/ч за 11...12 секунд. Максимальная скорость по шоссе составляет 60 км/ч ; запас хода с дополнительными бочками- 700км. Ходовая часть обеспечивает среднее удельное давление на грунт 0,83 кГс/ см.кв. Танк преодолевает без подготовки брод глубиной до 1,2 метра; с кратковременной подготовкой ( герметизация МТО)- до 1,8 метра . Комплект ОПВТ устанавливается силами экипажа за ~20 минут, после чего обеспечивается преодоление водных преград глубиной до 5 и шириной до 1000 метров.
Оценивая боевой потенциал танка, обычно приводят в пример неудачные результаты его боевого применения в Персидском Заливе, когда иракские 72-ки не смогли противостоять бронетехнике Многонациональных Сил, включая современные на тот момент М1A1 "Abrams" и "Challеnger 1Mk.3". Превосходство указанных образцов над экспортными ( да и советскими) модификациями Т-72 в принципе логично, поскольку западные машины разрабатывались позже и предназначались в первую очередь для борьбы с танками противника (то есть СССР и его союзников). Но если посмотреть , что предлагали на экспорт западные производители в первой половине 80-х, то картина сложится несколько иная. В основном западные производители занимались поставками и послегарантийным обслуживанием в страны Европы и Ближнего Востока машины второго поколения (американские М60 различных модификаций, немецкие "Leopard", британские "Chieftain",французские AMX-30S и AMX-30B2, итальянские OF-40). Экспортные поставки танков M1A1 "Abrams" в Египет стартовали в 1988 году. "Leopard 2" в основной массе поставлялся за рубеж тоже со второй половины 80-х и начале 90-х гг ( исключение составляли Нидерланды, получившие первые машины в 1982-83гг).
В общем, до начала 90-х , Т-72М1 был вполне конкурентоспособен на внешнем рынке, отличаясь , помимо прочего , высокой ремонтопригодностью, неприхотливостью и приемлемой стоимостью. 125мм боеприпасы, пусть не самые новые, могли эффективно поражать западные танки второго поколения в лобовую проекцию на всех дистанциях, даже принимая во внимание худшие возможности по поиску целей и отсутствию дублированного управления огнем от командира танка. Лобовая проекция корпуса и башни держала основные типы кинетических ( с сердечником из вольфрамового сплава) и кумулятивных снарядов наиболее распространенных танковых пушек калибра 105мм. Двигатель , трансмиссия и ходовая обеспечивали приемлемые динамические характеристики , показатели проходимости и плавности хода ( по совокупности- близкие к уровню лучших зарубежных образцов). Последние танки модификации "М1", судя по всему, в 1988...1990 гг получила Финляндия. В дальнейшем его нишу должна была занять следующая модификация - Т-72С, однако ее успех на внешнем рынке был несколько скромнее.