Найти в Дзене

Тернистый путь Варвары

- Помогите... — сдавленный плачущий детский голос заставил Митьку остановиться посреди улицы, когда ему оставался один квартал до дома. Крестьянин прислушался… "Ветер", — подумал он, и, махнув рукой, собрался идти дальше. И действительно, день выдался тяжелый, от хозяина досталось, всякое может почудиться. Но тут, проходя мимо двухэтажного дома, Митька снова четко услышал слово: ”Помогите!”. Он побежал к подвалу и едва не лишился чувств от удивления. На полу, вся в лохмотьях, лежала истощенная девочка-подросток. Крестьянин поднял ее на руки и вынес на улицу, чтобы как можно быстрее найти извозчика. Мужчина увидел, что девочка еле дышит, и понял: счет идет на минуты. Этим несчастным ребенком была Варвара Нафанова, которая через много лет войдет в историю. Она появилась на свет в 1844 году, в Могилевской губернии, и детство ее было тяжелым. Впрочем, в тяжелом детстве нет ничего удивительного. В середине XIX века в бедных семьях от девочек требовалась усердная работа по дому, и малейшие п
Оглавление

- Помогите... — сдавленный плачущий детский голос заставил Митьку остановиться посреди улицы, когда ему оставался один квартал до дома. Крестьянин прислушался…

"Ветер", — подумал он, и, махнув рукой, собрался идти дальше.

И действительно, день выдался тяжелый, от хозяина досталось, всякое может почудиться. Но тут, проходя мимо двухэтажного дома, Митька снова четко услышал слово: ”Помогите!”. Он побежал к подвалу и едва не лишился чувств от удивления.

На полу, вся в лохмотьях, лежала истощенная девочка-подросток. Крестьянин поднял ее на руки и вынес на улицу, чтобы как можно быстрее найти извозчика. Мужчина увидел, что девочка еле дышит, и понял: счет идет на минуты.

Пешком в столицу

Этим несчастным ребенком была Варвара Нафанова, которая через много лет войдет в историю. Она появилась на свет в 1844 году, в Могилевской губернии, и детство ее было тяжелым.

Впрочем, в тяжелом детстве нет ничего удивительного. В середине XIX века в бедных семьях от девочек требовалась усердная работа по дому, и малейшие провинности жестко наказывались.

Варвара же хотела сесть за книги будучи еще совсем маленькой, но ее отцу, бедному учителю, некогда было заниматься образованием дочери. Он рано овдовел, и девочка не помнила родную мать. Мачеха же и слышать не хотела о том, чтобы падчерица пошла в школу. За каждую пылинку в доме она так бранила Варвару, что у той день за днем рождался план о побеге из дома.

В атмосфере унижений и лишений девочка дожила до 12 лет, но чаша терпения была переполнена, когда мачеха на сутки лишила ее еды за плохо приготовленный, по ее мнению, обед. Тогда Варвара приняла однозначное решение: бежать. Но куда? В Петербург! Конечно, ведь она слышала, что там есть хорошие школы и университеты.

В холодное ноябрьское утро, собрав на ходу узелок с хлебом и набросив на себя рваное пальтишко, пока отец и мачеха спали, Варвара покинула дом. Без копейки денег она не могла нанять извозчика.

Все, что оставалось — идти пешком, спрашивая дорогу у добрых людей. Но, дойдя до Царского Села, изможденная девочка почувствовала себя плохо и еле добрела до ближайшего дома, где укрылась в подвале. Там ее и подобрал крестьянин. Он отвез Варвару в больницу, где она впервые увидела доброе, человеческое отношение.

Девочку хорошо кормили, а медсестры и врачи заботились о ней гораздо больше, чем родители. Впервые она увидела, что такое спасать жизни и помогать людям. У девочки не осталось сомнений, кем она хочет стать в дальнейшем.

Хрупкие надежды на помощь

Когда сотрудники больницы поставили Нафанову на ноги, собрали для нее деньги и одежду, она отправилась искать работу прислугой. Девочке везло. Сначала она устроилась в дом к моряку, сын которого учился в школе. Вместе с мальчиком, благодаря доброте новых хозяев, она в совершенстве научилась грамоте.

Потом был дом топографа, который благоволил юной домработнице и тоже помогал ей учиться. Однако, вскоре хозяин стал проявлять недвусмысленный интерес к Варваре, и ей пришлось уйти.

Когда девушке было уже 15 лет, она устроилась в дом к богатому петербургскому купцу Кашеварову. Тот сразу влюбился в круглолицую, крепкого сложения Варвару с умным лицом и живыми горящими глазами.

Иллюстрация к статье
Иллюстрация к статье

Однажды Кашеваров попросил девушку прийти в гостиную. Он сидел на высоком стуле, словно царь на троне, и крутил в руке маленькую коробочку. Вошедшая Варвара чувствовала себя неловко. Она побаивалась хозяина. Но тот поманил ее пальцем.

Варвара несмело подошла, купец открыл коробочку и достал оттуда золотое кольцо с рубином.

— Я вижу, что ты умная и покладистая девушка. Хочу, чтобы ты стала моей законной женой. Давай обвенчаемся завтра же, если согласна, — сказал он с улыбкой.

Варвара опешила. Она не любила и даже боялась купца, но его деньги и связи могли бы помочь ей с образованием.

— Я согласна, — достаточно твердо ответила Нафанова, - если вы, сударь, позволите мне учиться в университете и поможете в этом.

Купец усмехнулся, но согласился, отметив, что интерес его будущей супруги к науке весьма похвален. Через несколько дней Варвара стала Кашеваровой.

Но надежды оказались ложными. Уже спустя неделю все книги были убраны из комнаты молодой жены купца и оказались для нее под запретом.

И снова ей пришлось уйти. И опять ее ждали долгие скитания...

Путь к признанию

Сначала Варваре пришлось пройти мучительную процедуру — расторгнуть брак с купцом через Синод. Ну а потом она занялась тем, о чем мечтала.

Сначала Кашеварова училась на акушерских курсах, работала врачом при казацком войске в Оренбурге, после чего решила продолжать образование дальше.

Варвара Кашеварова-Руднева
Варвара Кашеварова-Руднева

И вот, в 1863 году мечта Варвары наконец-то сбылась. Ее, в качестве исключения, приняли в Санкт-Петербургскую медицинскую академию. Там Варваре предстояло учиться 5 лет, она отлично сдавала экзамены и показала себя хорошим научным работником. Но руководство академии негодовало, считая, что даме там не место.

Варвара с достоинством переносила осуждение, которое звучало в ее адрес, и, казалось, судьба решила наградить ее. В 1868 году в жизни женщины произошли два ключевых события — защита диплома врача и свадьба с любимым человеком.

С профессором Михаилом Рудневым Кашеварова познакомилась в университете. Их тесное общение завязалось, когда молодая женщина писала очередную научную статью.

Однажды Варвара скромно подошла к высокому статному преподавателю, чтобы задать вопросы по теме работы. Руднев давно приметил молодую умную студентку, но не решался заговорить с ней.

В тот весенний день, когда мягкие лучи солнца падали в окно, профессор объяснял Варваре сложный материал. В аудитории кроме них двоих никого не было. Внезапно, показывая иллюстрацию в книге, Руднев коснулся руки Варвары. Она никак не отреагировала, и преподаватель решил заговорить.

— Милое дитя, — спокойно и по-доброму сказал он, — я знаю, как трудно тебе здесь приходится. Позволь просто помогать тебе, обещаю, взамен я ничего не потребую.

Варвара кивнула. Она ни от кого не ждала такой поддержки.

Михаил Матвеевич Руднев
Михаил Матвеевич Руднев

Сначала они просто общались на медицинские темы, но через месяц Кашеварова поняла, что чувствует к профессору и благодарность, и симпатию. Еще бы, ведь он никогда не упрекал Варвару за любовь к науке, а наоборот, всячески поддерживал ее стремления.

Студентка полюбила Руднева по-настоящему и согласилась выйти за него замуж. После свадьбы Варвара стала носить двойную фамилию, Кашеварова-Руднева, под которой и вошла в историю.

Докторская

В мае 1876 в медицинской академии Петербурга состоялось невиданное ранее событие. Первый раз в Российской империи женщина защищала докторскую диссертацию. В этот день актовый зал университета был заполнен до отказа. И молодежь, и опытные ученые, пришли смотреть на Рудневу-Кашеварову, как на редкий экземпляр, диковинку. Все оживленно и удивленно переговаривались.

Сначала женщину-врача слушали молча, ожидая какого-то подвоха, затем с живым интересом, а после — задавая вопросы. Выступление закончилось громкими аплодисментами. Но купаться в лучах славы ей пришлось недолго…

Новые испытания

Варвара Кашеварова-Руднева хотела заниматься исследованиями, но женщинам это не дозволялось, и ей пришлось довольствоваться обычной врачебной работой.

Злые языки то и дело распускали слухи о том, что врач некомпетентна, из-за этих сплетен от нее не раз уходили пациентки, и это серьезно подкосило здоровье Рудневой-Кашеваровой.

В 1878 году в жизни Варвары случилось новое несчастье — от тяжелого недуга ушел из жизни ее муж. Врач осталась без главной поддержки и не смогла перенести грубой травли сплетников. Ей пришлось покинуть столицу и уехать в деревню под Воронежем. Там женщина была скромным лекарем для крестьян и жила очень бедно.

В 1886 году Варвара переехала в Старую Руссу под Новгородом. Там, будучи уже больной женщиной, она коротала свой одинокий век.

В 1899 году Рудневой-Кашеваровой не стало. Ей было всего 58 лет, большую часть из которых женщина-врач доказывала свое право на помощь людям. Едва ли она успела выполнить хотя бы половину того, о чем мечтала.

Как вы считаете, правильным ли был запрет на женское образование в Российской империи? Пишите свое мнение в комментариях.