После некоторого спада, связанного с отзывом многих лодок для борьбы с перевозкой войск союзников в Северную Африку и периода очень плохой погоды, в конце января 1943 года сражения с конвоями в Атлантике возобновились с новой силой.
"Стая" из пяти подлодок атаковала конвой HX224, но из 57 транспортов были потоплены только 3. А 4 февраля пришла очередь конвоя SC118 из 63 судов, направлявшийся в Советский Союз. Он охранялся необычно большим количеством военных кораблей и Дёниц отметил, что это было «возможно, самое тяжелое сражение за конвой за всю войну». Стая "Пфайль" (Стрела) состояла из 16 подлодок
11 судов отправились на дно, а одно было серьезно повреждено. Взамен Дёниц потерял три лодки, а четыре были серьезно повреждены. Обмен был явно неприемлем. Тем более, что после анализа этого сражения выяснилось, что 6 судов было потоплено и 1 повреждено одной лодкой, U-402 под командованием капитан-лейтенанта барона Зигфрида Фрайхерр фон Форстнера
У него уже были подобные успехи, так, за один день 2 ноября 1942 года он потопил 5 судов. Так что 8 февраля 1943-го на глубине 30 метров он отмечал награждение Рыцарским крестом
Его лодка имела прозвище "Помпон", так как жена фон Форстнера изготовила и передала команде красные помпоны на головные уборы. Кстати, в августе 1943 года в перерыве между походами он вместе с женой тушил бомбы-зажигалки на крыше собственного дома в Гамбурге. Войну он не пережил, U-402 со всей командой погибла в октябре того же года, поражённая торпедой с американского самолёта. Вот один из снимков во время роковой атаки
А в том сражении кроме фон Форстнера только три других командира смогли провести успешные атаки. Это показало, что только самые опытные и умелые командиры были способны победить систему конвоев. И если убыль лодок до поры, до времени удавалось возмещать, то погибшие опытные экипажи заменялись людьми с гораздо меньшим опытом, программы подготовки приходилось сокращать.
Пять других сражений за конвои бушевали в течение февраля, причем шансы обеих сторон были более или менее равны. К концу месяца 63 судна союзников общим водоизмещением 359 328 тонн лежали на дне океана. К 1 марта 1943 года у Дёница было около 70 подводных лодок по всему миру. Германия имела преимущество в этот период, и за первые десять дней месяца было уничтожено 41 судно союзников. В марте 1943 года силы подводных лодок достигли высшей точки своего успеха в Атлантике.
В течение пяти дней с 12 по 17 марта 1943 года в крупнейшем конвойном сражении войны 42 подводные лодки столкнулись с более чем 100 кораблями союзников. Дёниц и его "бородатые мальчики" никогда не одерживали такой крупной победы. Конвои HX229 и SC122 были изуродованы и разорены в результате серии атак. Союзники потеряли 22 корабля, что в общей сложности составило 141 000 тонн. Подводные лодки достигли этого, потеряв только одну и получив три серьезных повреждения. А всего в течение первых трех недель марта было потоплено девяносто семь эскортных и торговых судов общим водоизмещением 500 000 тонн.
Казалось бы, что всё шло великолепно, но уже в апреле, хотя и произошло четыре нападения на конвои, но сильное сопровождение и прикрытие с воздуха сорвали атаки на три из них. К концу месяца подводные лодки уничтожили 56 кораблей союзников общим водоизмещением 328 000 тонн.
Спустя годы после войны многие немецкие ветераны-подводники утверждали, что примерно в этот момент они поняли, что битва за Атлантику проиграна. Ибо на тот момент союзники строили ежемесячно судов общим водоизмещением в 590 000 тонн. И это был не предел. А значит, все усилия подводных сил Кригсмарине были направлены лишь на то, чтобы отсрочить неизбежный конец.
Союзники в мае начинали господствовать в воздухе над Атлантикой и на её поверхности. В то время у Дёница было наибольшее количество подводных лодок, когда-либо находившихся в Северной Атлантике - 60. 4 мая конвой ONS5 вошел прямо в одну из "волчьих стай". В течение трех ночей 41 подводная лодка атаковала, потопив 13 кораблей союзников и повредив еще одну. Но в ответ 7 подводных лодок были потоплены и еще 3 повреждены.
11 мая союзники отразили еще одну атаку, на этот раз на конвой HX237, потопив в процессе 3 подводные лодки. Ни один корабль в составе конвоя не был потерян. Во всех случаях союзники сочетали воздушную и морскую тактику, при этом надводные корабли добивали свою добычу, в то время как самолеты парили над ней, обеспечивая жизненно важную координацию. Четыре других конвоя подверглись нападению в том же месяце. Союзники потеряли 3 корабля и потопили 5 подводных лодок.
Всего за первые три недели было потеряно 34 подводных лодки, а за весь май — 41. Невыносимый уровень потерь, который означал поражение подводных сил Рейха. Более 1000 немецких моряков лишились жизни в том месяце, многие из них были опытными ветеранами начала войны, которым больше не было равноценной замены . Адмирал потерял собственного сына Петера, который погиб на U-954 во время своего первого похода 19 мая. Система сопровождения конвоев явно победила подводные лодки.
24 мая Дёниц заявил: «Операции «Волчьей стаи» против конвоев в Северной Атлантике больше невозможны». Он неохотно приказал приостановить атаки конвоев и отвел «Волчьи стаи» в более безопасные воды.
....................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4