“Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всём, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознёсся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своём, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо” (Деян. 1:1-11).
Известный голливудский продюсер как-то сказал, что любой кинофильм должен начинаться с землетрясения, а затем действие в нем должно идти по нарастающей. При таком подходе началом книги Деяний должна бы быть вторая глава — с сошествием Святого Духа, огненными языками и шумом сильного ветра! Однако первая глава начинается спокойно и без всяких потрясений. Она открывается разговором Иисуса со Своими апостолами и завершается деловой встречей! Деловые встречи (в этом месте полагается зевнуть) обычно не вызывают особого волнения.
Почему книга Деяний начинается именно так и не иначе? Причина в следующем: к великому дню наподобие того, что описан в Деян. 2, необходимо подготовиться. Бог начал готовиться к событиям Деян. 2 еще до начала времен (Еф. 3:10, 11), но теперь настало время последних приготовлений. В частности, настало время подготовить апостолов.
В этой главе нам преподносится много уроков. В особенности, нам нужно научиться понимать, насколько важно как следует подготовиться к выполнению Божьей работы.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО (1:1-3)
Лука начинает Деяния с напоминания читателям о том, что он писал прежде: “Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся...” (ст. 1, 2). “Первая книга” — это Евангелие от Луки. Раз Лука в Деяниях напоминает о своей “первой книге”, значит, он предполагает, что читатель уже знаком с его Евангелием, особенно, с последними главами.
Заключительная картина Евангелия от Луки — вознесение Иисуса и возвращение апостолов в Иерусалим (Лк. 24:50-53). В Деян. 1 мы читаем, что вознесение произошло после того, как “Он [дал] Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал” (ст. 2). В Евангелии мы видим, что эти “повеления” предназначались апостолам, чтобы они стали “свидетелями”, возвещающими “покаяние и прощение грехов во всех народах, начиная с Иерусалима” (24:47). Иначе, “повеления” — это Великое поручение (Мф. 28:18-20; Мк. 16:15, 16).
В Деян. 1:3 Лука отмечает, что Иисус, явившись апостолам после воскресения, определил им быть Ему свидетелями: “Которым и явил Себя живым по страдании Своем со многими верными доказательствами, в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием”. В своем Евангелии Лука приводит убедительное доказательство, представленное Иисусом: Его ученики прикасались к Нему; Он принимал пищу, чтобы показать, что не является духом (Лк. 24:36-43; ср. Деян. 10:40, 41).
Большинство явлений Иисуса народу, о которых есть письменные свидетельства, произошло в день Его воскресения. В стихе 3 мы читаем, что Иисус являлся множество раз (“в продолжение многих дней” — Деян. 13:31), а точнее — в течение сорока дней.
Целью пребывания Иисуса на земле в течение сорока дней было не просто общение с друзьями. Он откладывал Свой уход для того, чтобы подготовить Своих учеников. Иисус говорил им “о Царствии Божием” (ст. 3) “Царство” было главной темой Иисуса с самого начала Его земного служения (см. Мф. 4:17). Многие из Своих замечательных притчей Он начинал так: “Царство Небесное подобно...” (Мф. 13:31, 33, 44, 45, 47). Теперь же Иисус освежал в памяти последователей Свое учение о царстве. Кроме того, Он неоднократно напоминал о Своем обещании, что царство придет в силе: “...Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе” (Мк. 9:1).
Во время подготовки к более великому служению нам с вами полезно напомнить самим себе учение Господа и то, что “великое сотворил Господь над нами” (Пс. 125:4).
ОБЕЩАНИЕ ЦАРСТВА (1:4-8)
Иисусу было очень трудно объяснить Своим ученикам, что же такое царство. Употребляя слово “царство”, Он подразумевал одно, когда же Его апостолы слышали слово “царство”, у них складывалось совершенно иное представление. Иисус имел в виду духовное образование, где Бог будет царствовать в сердцах и в жизни Своего народа. Ученики же Иисуса представляли себе земное царство, когда Мессия победит врагов Израиля и взойдет на Свой трон в Иерусалиме. Иисус подчеркивал, что Его царство “не от мира сего” (Ин. 18:36), но Его апостолам было невероятно трудно понять это.
Этим непониманием со стороны апостолов и объясняются стихи 1:4-8. Здесь Иисус дает им чудесное обещание, составившее существенную часть их подготовки. Апостолы ожидали политического учреждения, в котором они займут почетные должности. Иисус же хотел, чтобы они знали, что у Бога есть лучший замысел для них, лучше всего, что они могли себе представить. Они стремились к положению, Иисус же сказал, что они получат силу.
«И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня; ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» (ст. 4, 5).
Отец еще раньше вещал через Иисуса и пророков, что царство “приблизилось” (Мф. 4:17); обещание установить царство вот-вот должно было исполниться. Более того, Отец устами Иоанна Крестителя обещал, что Мессия будет крестить Своих учеников Святым Духом: “Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем” (Лк. 3:16). [“Крещение огнем” относится не к “огненным языкам” в день Пятидесятницы, а к вечному наказанию нечестивых в адском огне (Отк. 20:14, 15)]. Они также слышали, как Сам Иисус подчеркивал, что Дух будет послан, чтобы наставить их (Ин. 14:26; ср. 15:26, 27; 16:12, 13; Лк. 12:12). Теперь Иисус говорил, что обещание послать Духа будет исполнено “чрез несколько дней”.
Два обетования — установление царства и сошествие Святого Духа — были неразрывно связаны. Чтобы обещание установить царство исполнилось, необходимо было исполнение обещания послать Святого Духа.
Оказалось, что апостолы слушали невнимательно. Учение Иисуса о царстве оживило их политические надежды. “Посему они... спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?” (ст. 6). Слова “восстановляешь” и “Израилю” являются ключевыми для понимания образа мышления апостолов: они все еще думали о восстановлении Иисусом физической славы, которой обладал Израиль в дни Давидовы и Соломоновы, когда Израиль был величайшим царством на всей земле. Ф. Ф. Брюс пишет в этой связи: “Их вопрос явился последним отблеском их былого пламенного ожидания неминуемого установления теократии, где они видели себя занимающими главные посты”.
Фраза “спрашивали Его” указывает на то, что они снова и снова задавали этот вопрос Иисусу. Они настоятельно требовали от Него ответа: “Когда, Господи? Когда?”
Я представляю себе, как Иисус качает головой, отвечая: “Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти; но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый” (ст. 7, 8). Иисус не упрекает их в непонимании сущности царства; очень скоро духовная природа царства станет им ясна. Иисус относит этот вопрос на Божье усмотрение. Он подчеркивает, что не так важно, когда; важно, каким образом. В сущности, Он сказал следующее: “Я не собираюсь раскрывать перед вами Божий календарь, но вот, как вы узнаете, что пришло царство: вы получите силу, когда Святой Дух сойдет на вас”.
Не забывайте: Иисус говорил, что царство придет в силе (Мк. 9:1). Теперь Иисус говорит, что сила придет, когда сойдет Святой Дух. Таким образом, когда сойдет Святой Дух, придет и сила, и в это же время исполнится Божье обетование установить царство.
Головы апостолов, должно быть, кружились от таких слов: “Вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым” (ст. 5); “Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый” (ст. 8). Они, должно быть, дивились тому, что означали эти слова.
Но Иисус продолжал удивлять. Апостолам было также невероятно трудно понять вселенскую природу царства Христова; их мечты о величии не выходили за пределы крошечной страны Палестины. Иисус сказал: “[Вы] будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли” (ст. 8)! Наверно, ни один из апостолов не бывал севернее южной окраины Сирии, далее восточного побережья Галилейского моря, южнее границ Египта или западнее берегов Средиземного моря. А тут Иисус говорит им, что они пойдут по всему миру, разнося повсюду благую весть о Его воскресении!
Стратегия, обрисованная Иисусом, относится ко всем поколениям: начать дома (в Иерусалиме), перекинуть свою деятельность на близлежащие области (Иудея и Самария) и, наконец, распространить евангелие по всему миру (“до края земли”)!
Иисус говорил, что, странствуя вплоть до самых отдаленных точек земного шара, апостолы должны быть Ему “свидетелями” (ст. 8; см. также Лк. 24:48). Слово “свидетель” является ключевым в Деяниях. Греческое слово, часто переводимое как “свидетель”, “свидетельство”, “свидетельствовать”, употреблено в книге двадцать девять раз в различных формах — как именной, так и глагольной. Один раз оно переведено “проповедовать”. От него же происходит греческое слово мартир (мученик): свидетельствующий о Христе своей смертью.
Первое значение слова “свидетель” — “очевидец”, то есть тот, кто может засвидетельствовать нечто увиденное или услышанное им (Деян. 4:20). Апостолы были свидетелями в особом смысле: они могли свидетельствовать о воскресении Христа, потому что видели Его после Его воскресения (1:22). Лука, как правило, пользовался в Деяниях словом “свидетель” именно в таком значении. Поскольку мы с вами не видели воскресения Господа, мы не можем быть свидетелями в том же смысле, что и апостолы.
С другой стороны, Лука иногда пользовался глагольными и именными формами слова “свидетель” в несколько ином значении, чем свидетельство апостолов о воскресении Христа. К примеру, Стефан, первый христианский мученик, называется Христовым “свидетелем” (22:20). Мы тоже можем быть такими свидетелями, каким был Стефан: мы можем рассказывать о том, что сотворил Бог (особенно, что Он сделал в нашей жизни), и быть готовыми умереть, если нужно, за нашу веру! В наши дни существует большая нужда в том, чтобы христиане смело заявляли о своей вере — и дома, и вне дома!
Существенной частью подготовки к выполнению такой задачи является признание, что она существует, и понимание, что Бог даст нам силы сделать то, о чем Он просит. Мы можем не обладать той чудотворной силой, которой обладали апостолы, но все же мы можем многое сделать “действующею в нас силою” (Еф. 3:20)!
ОБЪЯВЛЕНИЕ О ВОЗВРАЩЕНИИ (1:9-11)
Через сорок дней Иисус исполнил то, для чего Он остался, и Ему пора было возвращаться на небеса. Лк. 24:50, 51 отмечает: “И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо”. В Деян. 1 вознесение описывается такими словами: “Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их” (ст. 9).
Вознесение Иисуса было кульминацией Его пребывания на земле. Он исполнил Свою работу и возвращался домой к славе! Ученики же растерялись. В ошеломлении “они смотрели на небо”. Они не впервые со времени воскресения Иисуса видели Его таинственное исчезновение (Лк. 24:31). Должно быть, в этот момент они соображали, действительно ли Он ушел насовсем или появится вновь, как часто делал в последние сорок дней (Ин. 20:16, 19).
Апостолам не пришлось долго гадать, потому что “вдруг предстали им два мужа в белой одежде” (ст. 10). Это были ангелы, посланные Богом. И они сказали: “Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо” (ст. 11).
Слова ангелов составляли важную часть умственной и эмоциональной подготовки апостолов. В первой части послания содержался ответ на их немой вопрос: “Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо”. Иисус ушел. Больше Он не будет являться им, как делал последние сорок дней. Он отправился на небеса, так что Его дело отныне продолжать им! Во второй части послания содержалось утешение: “Иисус... приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо”. Пусть Иисус сейчас на небесах — однажды Он вернется! Что бы ни произошло на этой земле, в конце концов Господь придет снова и все устроит! Неудивительно тогда, что в своем Евангелии Лука заметил, что ученики “возвратились в Иерусалим с великой радостью” (Лк. 24:52). Победа была обеспечена!
Обещание второго пришествия было ценнейшим источником утешения для первых христиан. Они постоянно молились: “Маранафа” (1 Кор. 16:22) — “Гряди, Господи Иисусе!” (Отк. 22:20). Мы можем быть уверены, как ангелы уверили апостолов, что Иисус придет, и что придет Он “таким же образом”, как и вознесся на небеса: неожиданно, зримо, в облаках и в силе. Если бы мы верили во второе пришествие так, как христиане первого века, как бы изменилась наша жизнь! (См. 2 Пет. 3:10, 11.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда Уильяму Буту, основателю Армии спасения, было за 80, он практически ослеп. Его самой любимой книгой в Библии были Деяния, и он просил, чтобы ему снова и снова перечитывали эту книгу. Когда болезнь приковала его к постели, он просил, чтобы ему приносили его Библию. Он касался пальцами истертых страниц той части, в которой содержались Деяния, и бормотал: “Сотвори это снова, Господи. Сотвори это снова”.
Господь не сотворит нам еще одну Пятидесятницу с крещением апостолов Святым Духом, как не даст нам еще одной Пасхи с крещением Христа страданием. И то, и другое — явления одноразового порядка. Однако Бог может и сейчас действовать через нас, осуществляя Свой план распространения евангелия в те области, где мы живем, затем в близлежащие области и, наконец, по всему свету! В этом смысле мы по-прежнему можем молиться: “Сотвори это снова, Господи. Сотвори это снова — и сделай это через нас!”