Найти в Дзене
Ягодки и бесенята

Мир тесен до неприличия или олигархи ближе, чем кажется

В последние дни в новостях часто вижу фамилию Тархова, бывшего градоначальника Самары, царствие ему небесное. Так уж вышло, что, хоть лично никогда не были знакомы, ему я обязана достаточно высокой планкой зарплатных ожиданий, которая установилась на всю мою последующую трудовую жизнь. Моя первая работа в частном конструкторском бюро была напрямую завязана на Тархова – мы проектировали и строили для него не то, чтобы яхту. Прогулочное небольшое судно в ретро-стиле «Феникс». Было это в конце 90-х. Бюро было создано под этот заказ. Работали там отличные профессионалы, но до этого всегда выполнявшие инженерные функции на госпредприятиях. А тут надо было выступать в роли генподрядчика, размещать заказы от лица частного клиента. Ох и намучились тогда! «Феникса» строили в Самаре, достраивали в Питере. Он даже на выставке «Нева 2001» был, стоял в Ленэкспо. Замечательное было время. Больше я так душевно и интересно нигде не работала. Возможно, виной всему молодость – я вообще параллельно еще в

В последние дни в новостях часто вижу фамилию Тархова, бывшего градоначальника Самары, царствие ему небесное. Так уж вышло, что, хоть лично никогда не были знакомы, ему я обязана достаточно высокой планкой зарплатных ожиданий, которая установилась на всю мою последующую трудовую жизнь.

Фото "Феникса" почему-то нашла у себя только в виде модели
Фото "Феникса" почему-то нашла у себя только в виде модели

Моя первая работа в частном конструкторском бюро была напрямую завязана на Тархова – мы проектировали и строили для него не то, чтобы яхту. Прогулочное небольшое судно в ретро-стиле «Феникс». Было это в конце 90-х. Бюро было создано под этот заказ. Работали там отличные профессионалы, но до этого всегда выполнявшие инженерные функции на госпредприятиях. А тут надо было выступать в роли генподрядчика, размещать заказы от лица частного клиента. Ох и намучились тогда! «Феникса» строили в Самаре, достраивали в Питере. Он даже на выставке «Нева 2001» был, стоял в Ленэкспо.

А это я на корме "Феникса" в Ленэкспо
А это я на корме "Феникса" в Ленэкспо

Замечательное было время. Больше я так душевно и интересно нигде не работала. Возможно, виной всему молодость – я вообще параллельно еще в институте доучивалась. Возможно – деньги Тархова, которых хватало, чтобы обеспечить людям достойную жизнь в те непростые годы.

К нам он не приезжал, так что с ним я не была лично знакома, но общих знакомых было более чем достаточно.

Примерно за год до устройства в бюро пришлось встретиться, уже лично, с другим олигархом. Самое смешное, не помню ни имени, ни фамилии. Свели также дела корабельные. Он купил и хотел переоборудовать под яхту небольшое научно-исследовательское судно. Один из преподавателей моего вуза считал ему прочность, а нас двоих, студентов, прихватил с собой, чтобы оформляли чертежи и расчет для представления в РМРС – надзорную организацию, без допуска которой эксплуатация судна в морской акватории России невозможна.

Хозяин судна был богат, времена стояли трудные. Капитан говорил, что в городе у того несколько квартир, и никто не знает, в какой он будет ночевать. Так уж вышло, что олигарх этот мне предложил работу постоянную: тогда только начали появляться полукруглые металлические ангары, он хотел купить установку для обработки металла, искал человека, который этим всем занимался бы. Тогда я побоялась, что не справлюсь, хотя он не оставил бы поддержкой. Потом ни один раз я думала, как сложилась бы моя жизнь, если бы согласилась начинать у него под крылом. Честно говоря, не помню, чем он занимался по основному роду деятельности. Осталось в памяти, что начинали они вместе с Анановым.

Лет 7-8 назад в сети попалась мне заметка о бизнесмене, который после участия в шоу квартиры людям дарил. Там было и фото. Я долго мучилась, где видела человека на нем. Потом вспомнила. Году этак в 2007, были мы на встрече российских и голландских бизнесменов, которую организовывало консульство Нидерландов. Голландцы искали тут партнеров, особо интересовались судостроением. После встречи был прием в консульстве и катание по Неве на теплоходе с фуршетом и музыкой для неформального общения.

Александр Росляков, фото из галереи Яндекса
Александр Росляков, фото из галереи Яндекса

И вот на приеме в консульстве, открылась дверь и вошел человек. Невысокого роста, чем-то похожий на Николая Караченцова, как мне тогда показалось. В каком-то необычном, не принятом в бизнес-среде полосатом костюме, с широкой улыбкой. Он вошел в двери консульства и сказал: «Здравствуйте!», обращаясь ко всем присутствующим так, будто был уверен, что его тут все знают и ждут, чем вызвал немало недоуменных взглядов. Потом он подошел к столику, у которого стояли мы с моим генеральным директором, и начал болтать. Именно болтать, не о делах, а о том, как он «своих» вывозил на какой-то праздник, говоря о сотрудниках компании. Мы мило пообщались, обменялись визитками, а потом мы с директором мирно слились на балкон, где можно было курить.

Человек явно был своеобразный, но его «Здравствуйте!» мне запомнилось на всю жизнь. Умение ТАК входить в незнакомое общество, да еще и в таком месте, дорогого стоит. Когда я вспомнила, где мы встречались, нашла визитку, проверила. Ну да, он. Вот реально ни секунды не сомневалась в том, что он мог реально участвовать в шоу, что мог дарить людям дома и квартиры от чистого сердца. От его «здравствуйте» веяло духом хорошего авантюризма, а рассказ о «своих» людях запомнился отношением к ним.

Судостроение – отрасль, в которой много богатых людей. Пока я там работала, встречалась с ними неоднократно. Знаете, что объединяло большинство? Простота, сила и бешеная харизма. Наверное, именно она и помогает добиваться в жизни успеха.

Мне всегда было интересно, можно ли ее выработать или с ней надо родиться? Как Вы думаете? Встречали на пути олигархов?