Найти в Дзене
Материк книг

Фильм "Молодая жена" по повести Велембовской. Тот случай, когда кино лучше книги

Оглавление

Уже не в первый раз отмечаю, что советские фильмы, снятые по книгам, очень сильно сглаживают конфликты. В них даже драмы получаются какими-то добрыми и, как минимум, с надеждой на счастливый исход.

Обложка скорее подошла бы триллеру))
Обложка скорее подошла бы триллеру))

Сюжет книги

Маня - обманутая невеста. Она ждала жениха из армии, а он написал, что женился на другой, да к тому же даже не ей, а своим родителям. В это же время к Маше посватался вдовец с ребенком.

Когда Маня услышала, что бывший жених Володя собирается приехать с женой в гости к родителям, решила принять предложение того вдовца Алексея, можно сказать, первого встречного. В общем, решила сбежать куда глаза глядят, ведь он живет в соседнем селе, лишь бы не видеть предателя Володьку и не слушать, что люди судачат.

-2

Но жизнь молодых не заладилась. Алексей оказался с "кулацкими замашками". Помимо заработка, у него был огромный участок, куры, корова, прочее хозяйство. Мясо, молоко его первая жена продавала на рынке, все в дом. Кстати, именно там она простудилась, и из-за этого умерла.

Так что, Алексею нужна была бесплатная работница и хозяйка. О годовалой дочери он не беспокоился, а вскоре вообще решил отдать ее сестре покойной жены. По хозяйству у него была старушка, которая работала за еду и угол, а также присматривала за девочкой. Такие вот практически дореволюционные условия.

В общем, надолго Маню не хватило...

Сюжет фильма

Если в книге описаны, скорее всего, 50-е, то фильм аж 1978 года. Сценарий писала сама Велембовская, и сильно изменила его, сделав более современным.

В фильме жених Володя приезжает на свадьбу сестры, подруги Мани, с новой пассией. За этим следует драматическая сцена. Маня чувствует себя опозоренной.

Фильм "Молодая жена", реж. Л. Менакер, 1978 г.
Фильм "Молодая жена", реж. Л. Менакер, 1978 г.

Алексей вовсе не такой бездушный, как в книге. Он действительно полюбил эту девушку и страдает. Маня уезжает учиться, Алексей ее отпускает, видя, что она его так и не полюбила. Сначала он, как и в книге, отдает дочь тетке, но в конце забирает ее, а Маня возвращается - есть надежда на то, что у них все наладится.

Впечатления от книги

Постер к фильму отражает впечатление именно от книги - такой же мрачный и унылый. Повесть начинается с того, что во время уборки картошки в совхозе ее засыпали, не высушив. Теперь все сгнило, и тетка Агаша, мать Мани, выговаривает директору. В деревне грязь, тяжелый ручной труд, техника ломается, только лиричные описания природы как-то сглаживают неприглядность окружающего.

Брат Мани живет аж в Москве, но сама она почему-то не хочет сбежать в техникум или в большой город, а выскакивает замуж. Из серии "назло уши отморожу". Ну и отморозила.

-4

В прямом смысле - дом у Алексея холодный, запущенный, несмотря на хороший заработок и прочие доходы. Ребенок неразвит, "плохо идут зубы", "кривые ноги". Но отцу абсолютно все равно. За ребенком смотрит древняя полуслепая бабка, которая вынуждена на старости чуть ли не побираться, жить у чужих, потому что ни пенсии, ни родни у нее нет. И это тоже примета первой половины ХХ века, когда люди шли в няньки и прислугу за угол, за кусок хлеба.

Мане стало страшно. Так страшно, как будто заперли ее на большой замок в этом неприютном доме и не увидит она больше ни людей, ни зеленой травы, ни яркого солнца над Луговом.

Нет, не обижал ее Алексей. Но жил он по своим, дореволюционным понятиям. Черствый, холодный, равнодушный, хотел только денег, расширения хозяйства. Старуху держал в черном теле, ребенка отдал тетке. Гостей не привечал, людям не помогал. А зачем тогда все это? Наживать - для чего?

Конец книги - в духе русской классики. Маня берет несчастную бабу Нюру (да и то не сразу, та успевает пожить еще у одних), и уходит с ней к матери. Угнетенные воспряли, Алексей остается при своих интересах.

Еще про фильм

Кино настолько отличается от книги, что их даже сравнивать странно. Если повесть читается за 1,5 часа, то в фильм добавлены еще линии, например, отношения Алексея и продавщицы, желание Мани учиться. Девочке в фильме не год, а четыре, что тоже многое меняет.

Подобраны песни: "Все могут короли", "Я люблю, сказал мне ты", "Если друг оказался вдруг" и даже есть строчка из песни Битлз "Мишель")) Что совсем не вяжется с тем, что в книге.

Опять же, актеры. Ну совсем не деревенские это люди в большинстве своем. Особенно Маня. А вот Володя выглядит как какой-то спившийся-опустившийся, что перетягивает симпатии зрителя на Алексея, который на его фоне вполне себе) С Володей в фильме у Мани есть отношения, разговоры, в книге - ничего этого.

-5

Смотреть интересно, даже сейчас. Каменкова (Маня) лицом все время как будто застывшая (ну, здесь и роль такая), но какая у нее пластика, фигура! Актрисы, играющие пожилых персонажей тоже великолепны. Здесь что и разбирать. Хорошая, качественная советская драма. А книга, скорее, не понравилась. Мрачно, безнадежно, да и с жирной моралью: совхоз - хорошо, "кулак" - плохо.

Самые известные книги (и фильмы по ним) Велембовской: