А зачем вообще прогревают машину? Существует 3 причины, по которым водители это делают. Первое — для устойчивой работы двигателя. Второе — для комфорта. Третье — для снижения износа. Давайте разбираться. Стоит отметить сразу, что утверждение «надо прогревать машину» стало уже легендой. Никто не помнит, почему и зачем, однако так повелось. Так делали наши прадеды, потом деды, отцы, и вот, наконец, и нам передали это сакральное знание! А что же по факту?
Устойчивая работа двигателя
Действительно, для бензинового двигателя чем ниже температура, тем более неблагоприятные условия для работы. Хуже испаряемость бензина и смесеобразование. И это было действительно проблемой для карбюраторных двигателей прошлого века. В машинах с таким двигателем есть специальная ручка для установки повышенных холостых оборотов, пока не прогреется двигатель. Если этого не сделать, двигатель глох, а до прогрева не развивал полную мощность. Прогрев такого двигателя был необходимостью. А вот современный двигатель не нуждается для стабильной работы в прогреве. Всё потому, что карбюраторный двигатель настраивался при определенной (было в этот день, скажем, +15) температуре окружающего воздуха, полностью прогретый и с определенным бензином в баке и определенного качества (скажем, 92-й). После настройки двигатель работает отлично, но изменение чего-либо из этих параметров ведет к изменению в работе двигателя, и чем больше изменяются эти параметры, тем больше изменяется и работа двигателя. И когда мы заводим такой двигатель непрогретым, на улице -15 градусов, да еще и бензин немного другой. Двигатель начинает троить, а то и вообще глохнет, не развивает полной мощности, и для стабильной работы ему нужно поднять обороты этой специальной ручкой и прогреть если не до рабочей температуры, то хотя бы градусов до 60. Просто потому, что настроен он под другие параметры. Современный же двигатель оборудован датчиками температуры окружающего воздуха, охлаждающей жидкости, умеет самостоятельно регулировать опережение зажигания, делать при необходимости повышенные холостые обороты, следить за полнотой сгорания топливовоздушной смеси через датчики кислорода. А переход от карбюраторов к впрыску топлива через форсунки позволил контролировать смесеобразование во всех диапазонах оборотов и нагрузок с недоступной для карбюраторов точностью. Иными словами, современный двигатель самостоятельно адаптируется к условиям работы, что позволяет работать ему стабильно, развивая полную мощность.
Что же касается дизельных двигателей, то даже старый двигатель не имеет смысла греть на холостых оборотах. В морозы он просто не прогреется, стоя на месте, до рабочей температуры. Для прогрева дизелю нужна нагрузка, то же касается и современных дизелей, не оборудованных дополнительными подогревателями. И если в старых дизелях была проблема его запустить, то в современных такой проблемы не стоит. Значительно выросло качество дизельного топлива, а конструкция двигателей изменилась. Если раньше за впрыск отвечали механические форсунки по аналогии карбюратора на бензиновом, то сейчас электронно управляемые форсунки высокого давления. Вдобавок свечи накаливания, которые разогревают камеры сгорания перед запуском и обеспечивающие стабильность работы некоторое время после пуска, пока двигатель не прогреется до температуры, когда такая поддержка больше не нужна. Это так же, как и на бензиновом двигателе, позволяет обеспечить стабильность работы с первых секунд работы двигателя.
Комфорт - скорость прогрева
В данном контексте под комфортом надо понимать скорость прогрева двигателя, точнее салона автомобиля. Если говорить о дизельных двигателях, то, как упоминалось выше, греются такие моторы в холода только под нагрузкой, если они не оборудованы дополнительным подогревателем.
Бензиновый же двигатель греется на холостых оборотах, однако делает это он намного медленнее, чем под нагрузкой.
Поэтому, чтобы как можно быстрее прогреть двигатель, надо как можно быстрее начинать движение.
Износ
Самый главный вопрос, терзающий особо впечатлительных водителей: «Завтра мороз, может, вообще не трогать машину?». И такие мысли приходят особо впечатлительным. Но так ли всё страшно? Давайте разбираться.
Да, действительно, износ на холодную выше, но есть нюанс... Практически все исследования, на которые опираются адепты прогрева автомобилей, были проведены в 50–70-х годах прошлого века. И даже относительно свежие исследовательские работы опираются на те исследования. Так, например, исследовательская работа по проблеме работы двигателей в условиях низких температур, написанная кандидатом технических наук и аспирантом одного из университетов в 2012 году, опирается на исследования 50-х годов прошлого века, проводимые НАМИ (Научным автомоторным институтом) на машинах МАЗ-200, модель, которая выпускалась с 1947 года! Почему так?
Для начала, что же в том исследовании было? До этого исследования считалось, что холодный запуск автомобиля съедает у него 200-250 км ресурса. Такой износ делал бы недопустимым пуск холодного двигателя грузовиков, автобусов и другой техники по экономическим причинам при минусовых температурах. Этот миф про съеденные 200 километров я слышал не один раз. Целью исследования было установить точное снижение ресурса двигателя при холодном пуске и прогреве, а также причину такого снижения.
В ходе испытаний удалось установить, что холодный запуск двигателя съедает на самом деле 11 км ресурса при отсутствии смазки и 8 при наличии смазки. То есть никакие не 200! А дальше интересней. Сколько, вы думаете, отнимает ресурса именно запуск холодного двигателя от общего износа с момента запуска и его прогрева в течение 10 минут? 7%! То есть только 7% дополнительного износа из-за пониженной температуры приходится на запуск двигателя. Остальные 93% дополнительного износа приходится на прогрев! При этом износ зависит не от нагрузки, а от времени прогрева.
Причина дополнительного износа — это используемое масло на тот момент. Вас не смутило упоминание про отсутствие смазки? Например, при снижении температуры с +15 до -15 градусов приводило к снижению количества подаваемого масла к узлам двигателя в 6 (!!!) раз. Поэтому после длительной стоянки в условиях низких температур двигатель во время запуска мог не получать смазки! И далее, по мере прогрева, ключевым фактором, влияющим на износ, была температура масла. Не зазоры на холодном двигателе, а именно масло! Для обеспечения защиты от износа ему надо было набрать свою рабочую температуру.
В отсутствии возможности перед запуском подогреть двигатель или масло была дана рекомендация как можно быстрее после запуска переходить к движению с частичными нагрузками. Для как можно более быстрого прогрева и снижения износа двигателя. Но, как мы помним, двигатели того времени очень неустойчиво работали при холодных температурах. Поэтому его приходилось какое-то время прогревать, чтобы он начал устойчиво работать. И уже после этого трогаться, чтобы как можно быстрее прогреть его окончательно и снизить тем самым дополнительный износ от работы на низких температурах!
Итого
Прошло много лет с тех испытаний, изменились как сами автомобили. Их двигатели самостоятельно адаптируются к условиям работы, стабильно работая во всех режимах. Их масляные насосы проектируются с большим запасом для обеспечения надлежащей смазки узлов двигателей при любых условиях. А современные масла легко прокачиваются по масляной системе автомобиля даже в морозы и защищают двигатель на порядки лучше, чем те, которые были в исследованиях. Их пленки намного прочнее, и они лучше держатся на деталях двигателя, обеспечивая защиту даже при старте двигателя.
И если двигатель «Москвича-408» в 60-х годах при очень бережной эксплуатации выхаживал порядка 80 тыс. км, то на современные двигатели производители легко дают гарантию в 150 тыс. км и больше. При этом производители прогревать двигатель не рекомендуют. Потому что никакого толка в этом нет. Да, даже на современных маслах будет дополнительный износ от работы на холодном двигателе, но он настолько мал, что никто на него не обращает внимания. Но если хочется и его минимизировать, то нужно как можно быстрее прогреть двигатель, а быстрее всего это начать движение сразу после старта!
Поэтому прогревать двигатель не надо.