"Защищает от греха, болезни и других опасностей". (c)
Ю. Н. Рерих. "Тибетская живопись".
На выставке "Твердыня пламенная" в Главном штабе Государственного Эрмитажа у посетителей есть возможность увидеть произведение, которое является ценным образцом одной из тибето-китайских художественных традиций.
Это великолепная танка с изображением восьмирукой богини. Она относится к особому стилю, который процветал в цинском Китае и связан с именем императора Цяньлуна (1735-1795).
В XVIII в. тибетский буддизм являлся официальной религией цинского императорского двора. В период правления этой династии (1644-1912) издавались указы о строительстве буддийских храмов и монастырей, маньчжурские правители инициировали производство буддийской скульптуры и живописи.
В 1735 году на престол вступил император Хунли, который правил под девизом "Цяньлун" (пиньинь Qianlong).
Он был горячим приверженцем тибетского буддизма. Духовным наставником цинского императора был Панчен-лама VI Лобсанг Палден Еше (1738-1780), и его религиозный авторитет был настолько велик, что Цяньлун называл его “Живым Буддой” (Кузьмин, 2010, с. 58).
Одним из увлечений императора была живопись, причём, его привлекали разнообразные художественные традиции и не только восточные. В период правления Цяньлуна (1735-1796) развивался особый стиль танок, который в англоязычных источниках называют "стилем императора Цяньлуна" или "стилем Чэндэ" (англ. Chengde Style).
- В наши дни выражение "китайская копия" стало нарицательным, когда речь идёт о любом продукте, который воспроизвели в Китае. И это явление намного старше Алиэкспресса. Судите сами.
- В 1767-1771 гг. по приказу императора Цяньлуна в Чэндэ был построен храмовый комплекс Путоцзунчэн (пиньинь Putuo Zongcheng zhimiao), который по замыслу императора должен был представлять собой копию Поталы – резиденции Далай-ламы в Тибете.
- Но это ещё не всё. В 1780 г. Панчен-лама VI был приглашен на празднование семидесятилетнего юбилея Цяньлуна. К этому году в Чэндэ был воздвигнут храм Сюмифушоу (пиньинь Xumi Fushou). За основу архитектурного образа был взят монастырь Ташилунпо – тибетская резиденция Панчен-ламы.
- Иными словами, императору настолько понравились резиденции Далай-ламы и Панчен-ламы, что он приказал воспроизвести копии дворцов у себя дома. Кто-то собирает сувениры с изображениями достопримечтальностей, а цинский император мог собирать копии достопримечательностей в натуральную величину у себя дома.
К юбилею императора храм Сюмифушоу был украшен серией танок, объединённых общей стилистикой (Kelenyi, 2009, p. 519).
Мы не знаем, какое количество художников было задействовано при создании этих танок, и были ли это исключительно китайские мастера. Точное количество танок стиля Чэндэ, созданных для храма Сюмифушоу к 1780 г., тоже неизвестно. Также не исключено и то, что аналогичные произведения могли быть созданы ранее или созданы в этот же период для других храмов.
Существует несколько произведений, которые исследователи относят к убранству храма Сюмифушоу 1780 года. Например, эту Ушнишавиджаю, которая фигурировала на аукционе Sotheby's в 2015 г. с эстимейтом 600 000-800 000 HKD, или 7 260 000-9 680 000 рублей.
Для танок стиля Чэндэ характерны тонкое письмо, высокий уровень детализации, строгое следование иконометрическим канонам, статичные позы и повторяющиеся композиции, а также определённый выбор цветов. Эти произведения создавались под высочайший запрос, поэтому были выполнены безупречно.
Отличительной чертой танок стиля Чэндэ является особая трактовка растительности, которая фигурирует у китайских пейзажистов эпохи Цин. Например, в работах У Ли (пиньинь Wu Li) (1632-1718).
Природный ландшафт в танках стиля императора Цяньлуна выполнен волнообразными “текучими” формами глубоких сине-зелёных оттенков. Собственно, "сине-зелёный пейзаж" - это определние одного из подвидов пейзажной живописи, который возник в период правления династии Тан (618-907).
Цинские художники обращались к художественным традициям прошлых столетий. А танкописцы воспроизводили эти тенденции в императорских мастерских.
Божества изображаются с белоснежной, зелёной или красной кожей, нимбы - мятного цвета, мандорлы – розового. Украшения бодхисаттв выполнялись золотой тушью.
Пространство танок стиля Чэндэ делится на нижнюю и верхнюю части. Нижняя часть заполнена пышной растительностью и сине-зелёными горами, а верхняя половина отведена изображению небес с витиевато прописанными облаками, на которых обитают группы небожителей.
В верхней центральной части изображался Амитаюс, в нижней слева и справа: Белая Тара и Зелёная Тара.
Среди забавных деталей можно отметить доброжелательных снежных львов, которые могли быть прописаны (во всех смыслах XD) под лотосовым пьедесталом.
Центральными персонажами этих танок чаще всего являются бодхисаттвы, реже – Будды и подвижники Учения.
В собрании Государственного музея Востока находится танка стиля императора Цяньлуна из коллекции семьи Рерихов.
На ней изображена Махапратисара – богиня, которая фигурирует в буддийских тантрических текстах.
- Тантра – совокупность практик, направленная на достижение состояния Будды. Согласно, последователям этих традиций, Просветление и освобождение из круговорота перерождений является результатом единения двух аспектов: метода и мудрости. Тантрические формы божеств многолики и многоруки, поскольку наглядно иллюстрируют эту концепцию.
Атрибуты, расположенные в правых руках богини (меч, стрела, ваджра), символизируют метод, в левых (книга, лук и колокольчик) – мудрость. Основная пара рук Махапратисары сложена в жесте дхармачаркаправартана-мудра, символизирующем первую буддийскую проповедь (Титова, 2022, 88-92).
Махапратисара описана у Ю. Н. Рериха в монографии “Тибетская живопись”:
"У богини четыре головы и восемь рук. Она восседает на лотосовом троне. Цвет ее тела белоснежный". (c)
Ю. Н. Рерих, 2000, с. 86.
Также в иконографии фигурируют другие формы Махапратисары, например, одноликая, трёхликая, шестирукая, десятирукая, двенадцатирукая. Лики богини могут быть жёлтого, белого, красного и зелёного цветов, тело – жёлтого цвета.
В индо-тибетской традиции Махапратисара состоит в группе Панча-ракша – это пять богинь-защитниц. Они вошли в пантеон буддизма Махаяны и Ваджраяны в качестве ипостасей богини Тары.
Махапратисара обладает схожей зоной ответственности, защищая от болезней, опасностей и последствий неблагой кармы (Рерих, 2000, с. 85).
Существует трактовка, которая роднит Махапратисару с китайской Гуаньинь, обладающей особой ипостасью подательницы детей. В представлениях китайских буддистов Махапратисара является покровительницей рожениц и маленьких детей (Титова, 2023, с. 235-243).
У Махапратисары из коллекции Рерихов есть утраты красочного слоя. Поэтому некоторые детали, например, нимб характерного мятного оттенка можно идентифицировать по остаткам пигмента. Тем не менее она сохранилась как образец высочайшего мастерства.
Ещё из интересного: надпись на оборотной стороне. Кто прочтёт, тот молодец!
Танка экспонировалась на выставке "Звезда героя" в Государственном музее-институте семьи Рерихов. Выставка была посвящена юбилею Ю. Н. Рериха (1902-1960) и на ней по очереди были представлены танки из коллекции Рерихов, которые хранятся в Музее Востока и Эрмитаже.
С октября по декабрь 2022 г. экспонировались танки из собрания ГМВ и "императорская вещь" украсила интерьеры дом М. П. Боткина.
В 2023 г. танка экспонировалась на выставке "Николай Рерих" в ГТГ.
До 2 марта 2025 года это произведение можно увидеть на выставке "Твердыня пламенная" в Главном штабе Государственного Эрмитажа. Спешите успеть.
Литература
- Кузьмин С. Л. Скрытый Тибет. История независимости и оккупации. СПб.: Нартанг, 2010. С. 58.
- Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. Самара: Агни, 2000. С. 85, 86.
- Титова М. А. Буддийская живопись из коллекции Ю. Н. Рериха в Музее Востока // Будникова Ю. Ю., Росов В. А. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: МИСР, 2022. С. 88-92.
- Титова М. А. Танки стиля императора Цяньлуна (1735–1796) в фонде наследия Рерихов Государственного музея Востока // VI Готлибовские чтения: Востоковедение и регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона. Иркутск, 6–8 декабря 2022 г. Иркутск: ИГУ, 2023. С. 235-243.
- Bhattachacharyya B. The Indian Buddhist Iconography. 1958. Fig. 185.
- Kelenyi B. Iconographical Suppositions in Connection with a Thangka Series Made in the Qianlong Period // Prajnadhara: Essays on Asian Art History Epigraphy and Culture in Honour of Gourishwar Bhattacharya. New Delhi: Kaveri Books, 2009. 519 p.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен