Собеседования в девятом классе у меня давно никто не боится: здоровый ребенок сдаст его на русском языке лет в 8. Я проверяла.
Здоровый девятиклассник сдаст это собеседование на иностранном языке. Тоже проверяла. Мой экзамен по английскому в седьмом классе так и выглядел: чтение, пересказ, монолог, беседа.
Сейчас некоторые просят провести пробник минут на 30 для уверенности. А чаще – нет.
Но однажды ко мне пригнали девочку готовиться именно к собеседованию. Она пробник завалила!
Завалила она его в Москве, где училась в какой-то частной школе – интернате. На зимние каникулы приехала в Новосибирск, и мама отправила ее ко мне готовиться.
Да! Там еще пересдачи есть!
Допустим, в 2025 году резервные дни - 12 марта и 21 aпреля.
Я, честно говоря, до конца не могла поверить, что собеседование можно завалить. Там море халявных баллов: за чтение, за цитату…
На самом деле даже не помню, что у девочки было с пересказом…
Я не могу забыть монолог.
– Покажи, – говорю, – как ты это делаешь. Вот фотография, описывай – загибаешь 10 пальцев, отсчитываешь 10 предложений…
Фотография! В младшей группе детского сада на занятиях бесконечно описывают картинки. Что? Там? Сложного?
– Ну, – говорит девочка. – Я не знаю, что описывать…
– В смысле? Что видишь, то и говоришь!
– Ну, каток, – говорит девочка и замолкает.
Когда я рассказывала об этом занятии пятилетним племянникам, они хохотали на всю квартиру. Но на самом деле ситуация страшная.
– Каток и что? Какое время года изображено? Кто катается на коньках? Во что одеты люди?
– Ну, зима… – говорит девочка.
– Ты понимаешь, что это стоит ноль баллов? «Ну, каток» и «ну, зима» – это даже не предложения. В предложении хотя бы основа должна быть. Каток – изображен. Зима – была. Ты же нормально говоришь со мной! Что не так с картинкой?
– Ну, деревья, – говорит девочка…
– Допустим. Может, тебе проще рассказать о поездке в интересное место?
– Я не помню, – говорит девочка.
Девочка, которая учится в Москве! Московские ученики у меня бесконечно переносят занятия, потому что бесконечно ездят по интересным местам и мероприятиям.
– Вы ездили в Кремль? В музеи? – спрашиваю, потому что в школе-интернате много немосквичей, и логично бы показывать им достопримечательности.
– Ну, ездили, – отвечает девочка.
– Ну и? Куда ездили? На чём? Что видели? Что НЕ понравилось? – верю, что им ничего не понравилось, но хоть есть, о чем поговорить.
– Я не помню! – возмущается девочка.
Занавес.
Тут, конечно, можно заподозрить какой-нибудь страшный диагноз… Так нет же! Я уточняла у мамы! Девочка бодра, весела, сама летает на самолетах, в Москве ориентируется! По другим предметам не блещет, но тройку всегда заработает.
Я! Не! Смогла! Добиться! Ни одного нормального монолога.
Сплясала все танцы с бубнами: сама изобразила зачётный монолог с помощью самых простых слов и предложений. Показала критерии проверки. Прислала кучу ссылок на видосики и разборы вариантов. Подсказала кучу лайфхаков.
Бесполезно.
Маме всё продублировала.
«Я в среду приду!» - сказала девочка. И не пришла, разумеется.
Не знаю, чем там всё закончилось.