Найти в Дзене
Главный юрист

Что делать, если обманули в автосалоне при покупе авто и куда обращаться покупателю

Обман в автосалоне при покупке машины — не редкость даже в 2025 году. В большинстве случаев обманом покупателей занимаются так называемые «серые» дилеры, но нередко махинациями грешат и официальные продавцы. Существует множество способов обмана потенциальных клиентов со стороны автосалона, начиная с невинного введения клиентов в заблуждение и заканчивая серьезными правонарушениями. В большинстве случаев можно наказать автосалон, обратившись к нему с письменной претензией или с исковым заявлением. Если же деятельность автосалона попадает под действие уголовного права, обманутый клиент может обратиться в полицию или в прокуратуру. В статье расскажем о схемем и способах обмана покупателей автодилерами и как этого избежать. А так же, что делать и куда жаловаться на мошенничество со стороны автосалона. Если возникнут какие-либо вопросы — вы всегда можете получить онлайн консультацию наших юристов, не выходя из дома. Выберите удобный способ консультации: Обращайтесь — наши юристы ответят
Оглавление

Обман в автосалоне при покупке машины — не редкость даже в 2025 году. В большинстве случаев обманом покупателей занимаются так называемые «серые» дилеры, но нередко махинациями грешат и официальные продавцы.

Существует множество способов обмана потенциальных клиентов со стороны автосалона, начиная с невинного введения клиентов в заблуждение и заканчивая серьезными правонарушениями.

В большинстве случаев можно наказать автосалон, обратившись к нему с письменной претензией или с исковым заявлением. Если же деятельность автосалона попадает под действие уголовного права, обманутый клиент может обратиться в полицию или в прокуратуру.

В статье расскажем о схемем и способах обмана покупателей автодилерами и как этого избежать. А так же, что делать и куда жаловаться на мошенничество со стороны автосалона.

Как получить бесплатную консультацию юриста по автосалонам

Если возникнут какие-либо вопросы — вы всегда можете получить онлайн консультацию наших юристов, не выходя из дома.

Выберите удобный способ консультации:

Обращайтесь — наши юристы ответят на все вопросы и подскажут, как правильно действовать именно в вашей ситуации. Первичная консультация всегда бесплатна!

Как автосалоны обманывают покупателей: 10 схем обмана

Перед поездкой в любой автосалон нужно придерживаться твердых правил: не подписывать любые документы до осмотра автомобиля и документов на него, внимательно читать текст договора, отказываться от внесения средств до полного разъяснения условий соглашения. Не нужно поддаваться на стандартные манипуляции менеджеров, особенно с наличием других покупателей на машину. Сотрудники автосалона специально создают дефицит времени, чтобы клиент совершил ошибку.

Схем обмана клиентов со стороны автосалона достаточно много. Откровенно криминальные схемы обмана обычно применяют серые дилеры, особенно торгующие подержанными автомобилями. Официальные продавцы обычно с помощью легкого обмана стараются завлечь клиентов, заставить приобрести ненужное оборудование или оформить невыгодный кредит.

Читайте также:

Схема 1 — Обман с ценой автомобиля

Классическая схема «развода» покупателей — заниженная цена автомобиля, но только до момента подписания договора. Покупателей завлекают скидками или выгодной стоимостью машины. Когда дело доходит до подписания договора купли-продажи, обнаруживается, что цена машины совсем не такая, на которую рассчитывал покупатель, опираясь на слова менеджера автосалона. Как вариант, покупателю объясняется, что машина по заявленной цене была продана, доступна только в минимальной комплектации, поступит через несколько месяцев и т. д.

Схема 2 — Навязывание оборудования и услуг

Классической историей обмана является навязывание дополнительных услуг, оборудования и сервисов со стороны автосалона. Условно схема выглядит так: если клиент хочет «голый» автомобиль, то придется подождать несколько месяцев. Если же он желает купить машину как можно скорей, то приобрести ее можно только с дополнительным оборудованием — теми самыми ковриками за 50 тыс. руб. и т. д. Если же существует дефицит автомобилей, как в период эпидемии коронавируса, то не только купить, но и заказать машину без «допов» не получится.

Разновидностью этого способа обмана является обязательное навязывание дополнительных услуг — установка сигнализации, защиты картера и т. д. Естественно, по завышенным ценам, значительно превышающими среднерыночные. За отказ от такого предложения — угроза снятия автомобиля с гарантии. Причиной использования этой схемы является заработок автосалона — сама машина обычно продается с минимальной наценкой, а основная прибыль дилера поступает именно от дополнительных услуг.

Естественно, такие действия противоречат законодательству. Ст. 16 Закона РФ № 2300-1 запрещает продавцам обусловливать приобретение одних товаров покупкой других, а п. 2.1 ст. 14.8 КоАП РФ прямо установлен штраф за навязывание дополнительных товаров, услуг и работ. Кроме того, несостоятельна и угроза лишения гарантии — п. 6 ст. 18 Закона РФ № 2300-1 устанавливается, что для отказа в гарантийном ремонте продавец должен доказать, что недостатки проявились из-за действий третьей стороны, например, другого автосервиса.

Схема 3 — Несуществующая скидка

Еще одна разновидность махинаций — предоставление больших скидок, которые при внимательном изучении договора оказываются мнимыми. Менеджер радостно объявляет покупателю, что ему предоставляется большая скидка, иногда размером в несколько сотен тысяч рублей. При подписании договора оказывается, что дополнительно придется, например, оплатить страховку или приобрести полис КАСКО, даже если машина продается не в кредит. Формально покупатель может отказаться от навязанных услуг, однако при отказе от страховки скидка аннулируется.

Схема 4 — Махинации с кредитом

Еще одна схема обмана — заключение невыгодного кредитного договора на покупку машины. Дело в том, что заявку в банк отправляет не сам покупатель, а менеджер. Нередко представители банков и вовсе работают прямо в автосалоне. Обрадованный одобрением заявки покупатель с радостью соглашается на предоставленный кредит, не понимая, что его условия намного хуже, чем если бы он сам выбирал банк и лично обращался в него с заявкой.

Схема 5 — Обман с системой трейд-ин

Распространенная схема покупки нового автомобиля предусматривает сдачу старого по системе трейд-ин. Обычно автосалон завлекает покупателей значительными скидками на покупку машины, если покупатель сдает свой автомобиль на реализацию. Однако нужно помнить, что система трейд-ин всегда работает в пользу автосалона.

Обычно при зачете машины покупателю предлагается цена значительно ниже рыночной, а скидка на покупку нового автомобиля никак не покрывает разницу. Однако могут применяться и более хитрые схемы, как правило, сочетающие в себе несколько способов обмана клиентов. Например, когда кроме системы трейд-ин покупателю одновременно навязывается невыгодный кредит.

Схема 6 — Отсутствие документов на автомобиль

Так бывает, что покупатель выбрал автомобиль, заключил договор кредитования, внес оплату в кассу, а автомобиль и документы на него ему не передают. Основанием для этого является отсутствие ПТС, который находится у производителя и «вот-вот» будет направлен в автосалон.

Причиной такой ситуации является то, что дилер заранее не выкупил машину у производителя и делает это с помощью денег, поступивших от покупателя. Длиться это может от нескольких дней до нескольких месяцев, и все это время клиент будет ходить пешком, оплачивая проценты по кредиту.

Схема 7 — Обман в характеристиках

Обман в характеристиках автомобиля часто встречается в работе серых дилеров. Покупателю предлагается автомобиль по цене дешевле, чем у официального дилера. За эту стоимость обещается машина в полной комплектации с максимальными характеристиками.

Так как вариант очень выгодный, клиент не удосуживается проверить заявленную комплектацию, тем более что и дилер торопит, так как на машину якобы большой спрос. И лишь после покупки покупатель обнаруживает, что и объем двигателя у машины меньше, и комплектация намного беднее, да и год выпуска у машины старше. И вообще, если бы он обратился к официальному дилеру, покупка аналогичной машины обошлась бы ему дешевле.

Схема 8 — Продажа автомобиля со скрытыми дефектами

Продажа машины со скрытыми недостатками — еще одна схема обмана, которая часто применяется при продаже поддержанных автомобилей. Самая часто встречающаяся проблема — дефекты лакокрасочного покрытия кузова.

Автомобили часто повреждаются при транспортировке или во время проведения тест-драйва. По закону продавец должен предупреждать обо всех имеющихся недостатках товара, однако на практике ему проще подлатать машину и продать ее незадачливому покупателю. Если дело касается подержанного автомобиля, то обычной практикой является продажа машины после ДТП.

Схема 9 — Требование внести аванс

По своей сути откровенно криминальная схема обмана. Покупатель выбирает автомобиль (естественно, с большой скидкой), после чего его просят внести аванс. Менеджер специально торопит, упирая на то, что в ином случае выбранная машина уйдет другому покупателю. После внесения аванса выясняется, что выбранная машина все же ушла.

За эту цену клиенту готовы продать другой автомобиль, естественно, не стоящий таких денег. В случае же просьбы вернуть аванс выясняется, что покупатель подписал договор на оказание услуг консультационного характера, по условиям которого деньги возвращены не будут (консультации же ему были оказаны). Прочитать непосредственно текст договора у клиента не было времени из-за того, что его торопил менеджер.

Схема 10 — Обман при продаже подержанного авто

Чаще всего махинации встречаются при покупке в автосалоне поддержанного автомобиля. Случаи реализация машины после ДТП, с дефектами лакокрасочного покрытия, со скрытыми недостатками, скрученным пробегом уже стали общим местом. Естественно, обо всех этих проблемах клиент не предупреждается, что само себе уже является нарушением закона.

Но встречаются и более серьезные виды махинаций, например, продажа автомобиля, находящегося в залоге у банка. После такой покупки клиент рискует остаться и без денег, и без машины. Кроме того, при покупке поддержанного автомобиля встречаются случаи предоставления поддельного ПТС и другие нарушения, которые можно расценить как уголовные преступления.

Что делать, если вас обманули в автосалоне

У покупателя, которого обманули в автосалоне, есть несколько вариантов действий. Если конфликт с автосалоном не выходит за рамки гражданского спора, нужно подать письменную претензию, а в дальнейшем — обратиться в суд. Если же нарушения со стороны автосалона серьезные и могут рассматриваться как уголовное правонарушение, то лучше сразу обратиться в полицию или в прокуратуру.

Как написать претензию в автосалон

Закон не обязывает потребителя направлять претензию в автосалон — при желании он может сразу обращаться в суд. Однако мы рекомендуем не избегать претензионного порядка разрешения споров. Он не только может решить проблему без длительного судебного разбирательства, но и покажет суду, что истец исчерпал все варианты разрешить спор в досудебном порядке.

Для официального обращения в автосалон используется письменная претензия. Этот документ составляется в свободной форме, однако он обязательно должен содержать следующие элементы:

  • юридический адрес и наименование автосалона;
  • когда, на какой срок был заключен договор между покупателем и автосалоном;
  • основания для расторжения соглашения (обман/мошенничество со стороны автосалона с подробным описанием всей ситуации);
  • требования заявителя в соответствии с Гражданским кодексом и Законом РФ «О защите прав потребителей (расторжение договора, возврат средств, перерасчет платежей, выплата неустойки, устранение недостатков и т. д.).

Скачать образец претензии в автосалон

Претензия составляется в двух экземплярах, один из которых передается в автосалон. На второй копии, остающейся у заявителя, сотрудник автосалона, принявший претензию, должен поставить печать организации и роспись о принятии. Также можно направить претензию заказным письмом с описью вложения.

Срок исполнения изложенных в претензии требований обычно составляет 10 дней с момента получения, однако потребитель может указать и иные временные рамки. Ответ автосалона также должен быть составлен в письменном виде. Если автосалон откажет в удовлетворении претензии или просто не ответит на нее, то разрешить спор можно в суде.

Как подать в суд на автосалон

Исковое заявление в суд подается в соответствии с требованиями, указанными в ст. 131 ГПК РФ. Текст иска должен содержать следующую информацию:

  • Наименование и адрес суда, в который обращается истец;
  • Сведения об истце, ответчике и третьих лицах, привлеченных к суду;
  • Расчет цены иска;
  • Подробное изложение всех обстоятельств — данные транспортного средства, номер и содержание основного договора, описание обстоятельств его заключения и т. д.;
  • В чем истец видит нарушение своих прав со стороны ответчика с перечислением имеющихся доказательств;
  • Исковые требования истца со ссылками на нормы законодательства;
  • Перечень приложенных к иску документов;
  • Дата составления иска и подпись истца.

Скачать образец иска в автосалон

Требования, которые истец может указать, зависят от обстоятельств дела. По общим правилам потребитель может заявить следующие денежные требования.

Исковые требования, расшифровка и правовые основания:

  1. Возврат денежных средств, уменьшение цены, возмещение расходов: Основное требование, основанное на нормах ст. 18 Закона РФ № 2300-1;
  2. Неустойка (штраф): Выплата 1 % от цены товара за каждый день просрочки исполнения требований (п. 1 ст. 23 Закона РФ № 2300-1);
  3. Проценты за использование чужих денежных средств: Неустойка за удержание денежных средств, принадлежащих истцу (ст. 395 ГК РФ);
  4. Потребительский штраф: 50 % от цены иска за неисполнение требований потребителя (п. 6 ст. 13 Закона РФ № 2300-1);
  5. Возмещение судебных расходов: Выигравший дело истец может возместить судебные издержки с проигравшей стороны (ст. 98 ГПК РФ);
  6. Компенсация морального вреда: Если истцу был нанесен моральный вред, он может получить денежное возмещение (ст. 15 Закона РФ № 2300-1).

К иску нужно приложить всю документацию, которая может иметь отношение к делу — все договоры, расчетные документы, переписку с контрагентом, включая претензию и ответ на нее, обращения в органы государственной власти, выводы экспертизы и т. д. Если предъявленных документов недостаточно, то к делу можно привлечь свидетелей.

Обращение в правоохранительные органы

Обращаться в полицию следует, если действия сотрудников автосалона нарушают требования Уголовного кодекса. Сделать это можно как по горячим следам, прямо в автосалоне в процессе обмана, так и после, уже по факту совершенного правонарушения.

Нужно помнить, что для обращения в полицию нужны веские основания. Конечно, по закону полиция должна принять любое заявление от потерпевшего, однако на практике от него будет толк лишь в том случае, если в действиях автосалона явно прослеживаются уголовное правонарушение.

Если полицейские откажутся принимать заявление или вынесут отказ в возбуждении уголовного дела, их действия можно обжаловать в прокуратуре.

Также можно напрямую обратиться к прокурору, так как основной функцией прокурорского надзора является выявление и устранение нарушений закона.

В заявлении в прокуратуру следует указать все имеющие значение факты, так как именно на основании изложенных сведений проводится прокурорская проверка. Если она выявит нарушение законности, прокурор может возбудить административное производство или инициировать возбуждение уголовного дела в отношении автосалона.

Как юрист может помочь при обмане автосалона

Любой покупатель может столкнуться с обманом в автосалоне, даже если это официальный дилер, продающий новые машины. Что уж говорить о «серых» дилерах, для которых обман клиентов является нормой их деятельности.

Чтобы предупредить обман или разрешить спор покупателем и продавцом, могут понадобиться услуги юриста. Он досконально изучит все обстоятельства дела, проверит документы, поможет составить претензию, собрать необходимые документы и доказательства, оформить исковое заявление.

Также юрист проведет переговоры с банком, если мошенничество автосалона было связано с автокредитом. Если же дело дойдет до судебного разбирательства, то юрист представит интересы в суде и поможет добиться выплаты всех положенных по закону видов возмещения и компенсаций.

Ответы юриста на вопросы по теме статьи

Стоит ли обращаться в Роспотребнадзор, если обманули в автосалоне?

Жалоба в Роспотребнадзор имеет смысл, только если вы хотите наказать продавца. Роспотребнадзор проверит изложенные в жалобе факты и наложит на него штраф, если найдет для этого основания. Однако он никак не поможет разрешить спор между покупателем и автосалоном, разве что предоставит дополнительный аргумент для суда.

Как отказаться от «допов» в автосалоне?

Как уже говорилось выше, навязывание дополнительных услуг и оборудование незаконно. Обычно «допы» навязываются за автомобиль, уже частично оплаченный. В таком случае нужно внести полную сумму за машину и направить автосалону претензию с требованием передать машину по указанной в предварительном договоре цене в течение 10 дней. Если претензия не поможет, то обращайтесь в суд. Если же навязывают «допы» при выборе машины, то можно обратиться к другому продавцу, подав жалобу в Роспотребнадзор.

Можно ли отказаться от дополнительных услуг, навязанных в автосалоне, уже после покупки машины. И можно ли вернуть за них деньги? Интересует дополнительная гарантия и карта «помощи на дорогах».

Да, можно. Для этого обратитесь в автосалон с требованием расторгнуть договор на оказание сервисных услуг. Деньги за эти услуги должны быть полностью возвращены за вычетом фактических расходов исполнителя. Так как автосалон не нес никаких расходов, то и вернуть он должен полную сумму. Для расторжения направьте в автосалон письменную претензию, а в случае отказа — обратитесь в суд.

Автосалон забрал нашу машину на реализацию, но мы передумали ее продавать. Однако автосалон отказывается ее возвращать, что делать в такой ситуации?

Направьте в автосалон претензию с требованием возврата машины. Если не поможет, то можете обратиться в суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения. Также можете подать заявление и в полицию, так как имеются признаки уголовного правонарушения.

Что делать и куда обращаться, если обманули в автосалоне, чтобы защитить свои права
Что делать и куда обращаться, если обманули в автосалоне, чтобы защитить свои права

-2