Найти в Дзене

Вы - эпицентр бури

"Вы не гармоничная частичка Вселенной. Вы - эпицентр бури". Для того, чтобы убедиться, что с нами что-то не так, не обязательно смотреть новости. Достаточно посмотреть в зеркало. Только не в то, что висит на стене, а в то, которое находится внутри нас - в собственную совесть. Взглянуть и честно ответить себе на вопрос - например, перед сном, оглядываясь на прошедший день - а сколько раз за сегодня я сделал то, что САМ же считаю неправильным. Сколько раз совершал поступок, который является непрвильным не с точки зрения Уголовного Кодекса, Конституции, Законов Моисея или Хамураппи, а с точки зрения моего собственного внутреннего закона. И число таких раз поразит всякое воображение. Выяснится, что я сам в течение дня делаю то, что является неверным в моих же собственных глазах, бесчисленное множество раз. Причём неважно, насколько низко установлена личная моральная планка. Даже при наличии самых минимальных зачатков совести, человек умудряется переступить и их. Когда мы сталкиваемся с это

"Вы не гармоничная частичка Вселенной. Вы - эпицентр бури".

Для того, чтобы убедиться, что с нами что-то не так, не обязательно смотреть новости. Достаточно посмотреть в зеркало. Только не в то, что висит на стене, а в то, которое находится внутри нас - в собственную совесть. Взглянуть и честно ответить себе на вопрос - например, перед сном, оглядываясь на прошедший день - а сколько раз за сегодня я сделал то, что САМ же считаю неправильным. Сколько раз совершал поступок, который является непрвильным не с точки зрения Уголовного Кодекса, Конституции, Законов Моисея или Хамураппи, а с точки зрения моего собственного внутреннего закона.

И число таких раз поразит всякое воображение.

Выяснится, что я сам в течение дня делаю то, что является неверным в моих же собственных глазах, бесчисленное множество раз. Причём неважно, насколько низко установлена личная моральная планка. Даже при наличии самых минимальных зачатков совести, человек умудряется переступить и их.

Когда мы сталкиваемся с этой реальностью, у нас есть три пути, причём по первым двум мы одновременно движемся естественным образом и они ведут нас не совсем туда, куда прийти бы хотелось.

Первый путь - оправдание. Соседка орёт на детей? Так ясное дело, она просто истеричка. Подростки на улице матерятся? Так они просто невоспитанная быдлота. Знакомый регулярно везде опаздывает? Так он просто безответственный ушлёпок. Но я то ору на других, потому что меня вынудили. Я матерюсь, потому что по другому тут и не скажешь. Я опоздал - потому что у меня дел невпроворот. Иными словами, в дурных поступках других виноваты они сами, а в наших - обстоятельства.

Уже это должно натолкнуть человека на очень глубокие размышления и выводы. Главный из которых - я действительно считаю эти поступки плохими, потому что иначе никакого оправдания для них не стал бы искать. Как я не ищу оправдания тому, какую еду заказать в ресторане (только если не решаю вдруг нарушить диету, потому что именно сейчас обстоятельства совершенно особые).

Второй путь - ведёт прямиком в ад. Как в фигуральный, так и в реальный. И он очень популярен на бесчисленных курсах "саморазвития", "прокачки" и сомнительных "духовных практик". Этот путь формируется очень просто - принять себя как есть. Да, я ору. Да, я матерюсь. Да, я опаздываю. Да, пью. Да, изменяю. Да да да. Потому что я такой и меняться не собираюсь. Не нравится, не жрите! Со мной всё в порядке, это вы идиоты. И вообще, буду менять Вселенную под себя - трансёрфингом там займусь, запросы во Вселенную буду посылать, законом притяжения притягивать всё, что левая нога захочет. Потому что со мной всё в порядке, я принимаю себя и свои хотелки как есть.

Интересно, что такое "принятие" ограничивается только самим собой - принимать такое у других мы вовсе не намерены. И чем больше мы "принимаем" себя таким вот образом, тем менее терпимы к другим. Лучше бы таблетки приняли, право слово.

Здесь тоже в нашу голову должен задаться каверзный вопрос. Если такое поведение нормально и с о мной всё окей, почему же я так это подчёркиваю? Ведь к по-настоящему нейтральным или положительным своим поступкам я отношусь иначе. Ведь не заявляю же я с наглым видом, что съел вот эту порцию супа, потому что я такой вот супоман, прожжёный супоед и отвяньте, если не нравится.

Давайте, отойдя от моральных вопросов, спросим себя - сбросит ли лишние килограммы человек, "принимающий" себя? Перестанет ли пить? Займётся ли спортом? Станет ли меньше тратить время на видосики с котятками и начнёт ли вместо этого больше читать? Что-то говорит нам, что нет. Потому что для всего вышеперечисленного необходимо ПЕРЕСТАТЬ принимать себя как есть и захотеть ИЗМЕНЕНИЙ. Но и это ещё не всё. В этих примерах, "принимающий" не только не улучшит своё состояние, но будет регулярно его ухудшать. Человек не только не сбросит лишние килограммы, но и наберёт новые. Не только не перестанет пить, но и станет пить больше. И так далее. В моральной жизни всё точно так же. Если принять за норму небольшую ложь, то спустя время человек превратится в отъявленного лжеца. Если позволить себе мелкие интрижки, то человек станет законченным развратником. И мы все это прекрасно знаем.

Естественным образом человек катится вниз.

И если не прилагать никаких усилий, не ограничивать себя и не бороться, угол наклона этой горки становится всё больше. Это именно то, что христианство называет склонностью ко злу - естественным образом человек движется вниз, а не вверх. Поэтому такое "принятие себя" это и есть самый настоящий путь в адскую бездну, в то состояние, где замолкает наш главный источник раздражения - собственная совесть. И от этой тишины становится невыносимо страшно.

И, что интересно, мы естественным образом, как уже было сказано выше, сочетаем оба этих пути. Что-то принимаем за норму, что-то оправдываем, создавая порочный круг, в котором планка опускается всё ниже.

Третий путь самый честный но и самый трудный. Признать проблему. Признать, что со мной что не так. Признать, что во мне есть внутренний конфликт, странный парадокс, что я сам восстаю против себя же. Кстати, именно этот факт, этот конфликт, этот странный косяк человеческой природы христианская Церковь и называет первородным грехом. И именно эта реальность полностью перечёркивает любые разговоры о единстве всего сущего, о том, что мы лишь часть бесконечной Вселенной и прочую нью-эйдж чепуху. Вы не гармоничная частичка Вселенной. Вы - эпицентр бури, которая готова разнести вокруг себя всё.

И никакие усилия воли, никакие практики, медитации и паломничества в дальние страны тут не помогут. Да, можно стать чуть спокойнее, чуть терпимее, чуть уравновешеннее. Или даже не чуть, а весьма сильно. Вот только фундаментально этот конфликт никуда не денется. Между моей совестью и моими поступками никогда не будет абсолютной гармонии.

Никогда.

И если остановиться на вот этом "никогда", то можно разбить голову от бессилия и тщетности. Потому что тот основной конфликт, та фудаментальная горечь что на самом то деле и отравляет нашу жизнь и жизнь каждого человека на протяжении всей истории - эта самая главная проблема человечества и наша лично - принципиально неустранима, сколько духовной косметики на неё не накладывай. Сколько не тяни себя за волосы - из болота не выбраться. И если это действительно так, то можно просто удавиться.

Но есть одно но. Уникальный способ, секретная методика, супер-средство. Нечто просто невероятное. То, чему нас учили в детстве, но недоучили, потому что скорее всего сами не умели пользоваться.

Попросить прощения.

Я не имею в виду, конечно, у тех людей, перед которыми виноват - это вроде как само собой подразумевается для любого взрослого человека. Именно этому-то нас в детстве вполне себе должны были научить. Я говорю о том, чтобы попросить прощения у Автора нашей совести, у Создателя самого чувства "что такое хорошо, а что такое плохо", Того, Кого мы оскорбляем теми поступками, о которых не знает никто или теми, которые люди всё же нам простили. Потому что, давайте скажем прямо - мы чувствуем что виноваты. Даже если отрицаем Того, перед Кем виноваты - само чувство-то никуда не уходит. Однако, если чувство вины есть, а потерпевшей стороны нет - то это странное же какое-то чувство. Ведь виноватым можно быть лишь перед КЕМ-ТО, а не вообще.

Итак, попросить прощения. Признать, что то, что я сделал - плохо, не хорошо, нихт гут. И также признать что я сам должен быть инаым. Вот настоящее принятие себя - как того, кто создан для большего, но довольствуется меньшим. Вот такое принятие -настоящий луч солнца, в отличие от всякой убаюкивающей совесть чепухи. И признав свою ошибку, свою слабость, свою несдержанность - извиниться.

Но, согласитесь, кричать в небо или шептать в закрытой комнате "прости" - это как-то тупо.

Да и обратная связь тут как-то не гарантирована. Ещё и природа наша такова, что общение предполагает ощутимое присутствие кого-то другого. Так вот зная и прекрасно понимая всё это, наш Автор (который Сам же и вложил в нас все эти особенности) изобрёл прекрасное средство. Называется оно страшным словом Исповедь.

(Всё, вот тут окончательно все перестали читать).

Нет? Вы ещё тут? Уговорили, продолжаю.

Всего то и нужно что перечислить Ему всё, что успел накосорылить, но только не наедине с небом синим да полем чистым, а в пристутсвии человека, который Им для того и поставлен, чтобы нам в этом помочь. Такой человек называется священником. Слово то какое - страшное мракобесие. Но как бы то ни было, эффект налицо. Вуаля - и вы физически ощутите, как из вашей душы вырваны застарелые шипы, вытащены воспалённые занозы и промыты болезненные раны. Это чувство чистоты и оправданности невозможно ни выдумать, ни с чем-то перепутать. Кто-то сравнивает стем, как выросли крылья. Кто-то говорит что с плечам свалилось несколько тонн. Но тут если не проверите, то и не поверите, так что зря только читали, время тратили.

А если вдруг вы заведёте старое "а, вот как у вас легко - нагрешил, покаялся, и можно опять грешить", то скажу только, что вот это самое "покаялся" стало возможно лишь потому что Сам Автор две тысячи лет назад принял ради этого мучительную смерть. Так что да, нам может быть и легко, но это "легко" далось бесконечно дорогой ценой. Нам сделан подарок, для получения которого Творцу пришлось буквально умереть.

Но вы и этим подарком воспользоваться не хотите.

От автора "Вселенской Церкви по-русски"