Век человека недолог. Сначала тебе пять, потом двадцать, не успел моргнуть — тебе за сорок, не успел оглянуться — тебе, наконец-то, причитается пенсия. Мы едва ли успеваем заметить изменения в своей жизни, и тем более — изменения в окружающей среде. Особенно если они плавные и постепенные.
Мы как вид накосячили довольно-таки много: мы потеряли половину диких земель планеты и сократили популяцию диких животных во всем мире наполовину. Мы — единственный вид, который прямо или косвенно использует 25% всей энергии, получаемой растениями в процессе фотосинтеза (то самое первичное производство). Но никто из нас этого не видит и не замечает. Всё потому, что мы все болеем синдромом "смещения исходных условий", или СИУ. Мы постепенно принимаем более низкий уровень здоровья окружающей среды как «нормальный», потому что не знаем, как было раньше.
Например, современный ребенок может подумать, что маленькие, разбросанные деревья — это «лес», не понимая, что раньше существовали огромные, дремучие леса. Ваши мамы и папы, наверное, еще помнят, что поездка на дачу 20 лет назад заканчивалась мытьем лобового стекла от всех сбитых мошек, бабочек, комаров и прочих насекомых. Сегодня стекло даже мыть не придется. Раньше насекомых было больше — это было нормой, а теперь новая норма — это 2-3 комара на лобовом за весь сезон. Я такие стекла еще помню, а вы?
Каждое поколение считает окружающую среду, в которой оно выросло, нормальной. Если природа со временем становится хуже, люди не замечают этого, потому что не видели, какой богатой она была раньше. Поэтому они не понимают, как много было потеряно. Это такая слепота, передающаяся из поколения в поколение из-за отсутствия опыта, памяти и знаний о прошлом состоянии окружающей среды.
Эту слепоту впервые заметили морские ученые, изучавшие рыбье поголовье. Они обнаружили, что молодые рыбаки с архипелага Раджа-Ампат в Восточной Индонезии помнят, что в "их" прошлом они столько же рыбы, а рыбаки постарше помнят, что в "их" прошлом рыбы было больше. Молодые рыбаки не видят упадка популяции рыбы, ведь для них так было всегда. Но не для стариков — они знают, что раньше было по-другому. Так что да, раньше трава была зеленее, солнышко — теплее, а колбаса — по два рубля.
Сегодня во многих странах мира всё меньше людей, особенно детей, проводят время на природе по сравнению с предыдущими поколениями. Ученые даже ввели понятие «недостаток природного внимания», чтобы описать всё более распространённую тенденцию: дети мало общаются с природой и проводят всё больше времени в помещении — с телевизором, компьютером и видеоиграми. Если что я за видеоигры.
Отсутствие или минимальный контакт с природой — одна из причин роста случаев астмы, аллергий и других иммунологических заболеваний у детей. В моем детстве компьютеров не было. Ну, почти не было. Зато был велосипед, палка и крапива.
Причин развития СИУ две. Во-первых, это потеря возможности взаимодействовать с природой: мы всё больше живем в городах, где такие возможности ограничены. Во-вторых, снижение интереса к природе из-за роста альтернативных видов досуга: социальных сетей, телевидения, интернета. В том же телевизоре природу можно посмотреть, не поднимая попы с дивана.
Устанавливая свои собственные когнитивные основы для "нормальности", мы повышаем терпимость общества к прогрессирующему разрушению окружающей среды — включая сокращение популяций диких животных, потерю естественной среды обитания и растущее загрязнение.
Почти в каждом городе есть речка или озеро, где купаться "не стоит", ведь "там всегда было грязно". Но на самом деле — не всегда. Просто вы не знаете или не помните, что было по-другому. СИУ также может изменить ожидания людей относительно того, что является желательным (то есть достойным охраны) состоянием природной среды. А политики и прочие управленцы ресурсов, имея неверные представления о прошлом состоянии окружающей среды, могут устанавливать неправильные цели для программ по сохранению, восстановлению и управлению природой.
Для ваших бабушек и дедушек было нормальным видеть бабочек на балконе. Для вас норма — отсутствие бабочек в городе (ну, на даче же их полно). А для ваших детей нормой будет видеть бабочек только в книжке.
Чтобы этого не случилось, политикам и управленцам надо вводить меры. Во-первых, восстанавливать дикую и почти дикую природу. Ученым — отслеживать и собирать больше данных о состоянии природы и окружающей среды для прогнозирования и предотвращения утраты биоразнообразия.
А чтобы не забыть, как всё было, и не поддаться синдрому СИУ, берем всю семью и едем в лес — «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов!» — на каникулы.
Вы еще помните свое детство? Были ли озера и реки полны рыбы? Было ли больше комаров и прочей летающей живности? Пели ли птицы по утрам? Были ли морозы под -30°C? Жили ли устрицы и раки в ваших бухтах и заливах?
Источник:
Soga, Masashi, and Kevin J. Gaston. "Shifting baseline syndrome: causes, consequences, and implications." Frontiers in Ecology and the Environment 16.4 (2018): 222-230.
Ставя любо, подписываясь или же пересылая статью друзьям, Вы помогаете мне продвигать настоящую науку.
Предыдущая статья: Клешнями за экологию! В Китае работают даже крабы.