Само слово “анаморфоз” происходит от греческого “трансформация”. И появилось оно только в начале XVIII в. Художники XVI в., создававшие анаморфические изображения, так свои работы не называли. В результате у специалистов есть повод развлекаться бесконечными спорами о том, является ли та или иная работа анаморфозом. Разобраться в этом многообразии мнений можно только ясно понимая природу этого визуального трюка.
Насколько нам известно, в европейском искусстве XVI в. применялся только перспективный анаморфоз. Поэтому мы сосредоточимся именно на этом типе.
К разочарованию любителей рассказов о мистических техниках и тайных знаниях, перспективный анаморфоз – всего лишь частный случай построения изображения по законам линейной перспективы. Можно сказать, что он и хрестоматийные примеры изображения объектов в перспективе – две стороны одной медали.
Конечно, все слышали про рисование перспективы и наверняка видели картинку с рельсами, сходящимися на горизонте в точке схода. Но все-таки напомню о некоторых особенностях таких изображений. Во-первых, чем дальше предмет, тем меньшим он нам кажется. Во-вторых, если мы смотрим сбоку, например, на квадратную поверхность, нам кажется, что ее ширина стала меньше, чем высота. Художники называют такие эффекты перспективными сокращениями или искажениями. Цель перспективных рисунков – создать у зрителей иллюзию наличия перспективных сокращений, когда в реальности их нет.
То есть, рисуя, например, квадрат на плоскости, мы искажаем его так, как бы он изменился по законам перспективы, находясь под углом к этой плоскости. В результате создается впечатление, что наш квадрат находится не на плоскости, а в пространстве за ней.
Цель перспективного анаморфоза – обратная: создать иллюзию отсутствия перспективных сокращений, когда они в реальности есть.
Анаморфические изображения рассчитаны на точку зрения, отличную от фронтальной. Получается, что саму поверхность изображения зритель видит в перспективе, и, соответственно, восприятие изображения меняется в результате перспективных сокращений. Но хитрые художники догадались, что можно компенсировать эти искажения, изменяя объекты по правилам, противоположным правилам перспективы. То есть делая более физически отдаленные от нас части картины крупнее и растягивая рисунок в направлении, противоположном перспективным сокращениям. В результате плоскость картины находится к нам под углом, а объекты изображены так, будто мы смотрим на них фронтально, без перспективных искажений. Естественно, если мы посмотрим на такую картину с правильной, фронтальной, точки зрения, объекты потеряют узнаваемость. Собственно, этим и объясняется магия анаморфоза – странных изображений, превращающихся в узнаваемые объекты с нестандартной точки зрения.
Итак, вы видите, что принципы, лежащие в основе анаморфических изображений и рисунков в перспективе, те же. Просто одна из техник для нас более привычна в бытовом смысле. Не нужно никаких дополнительных знаний для создания перспективного анаморфоза человеку, владеющему примитивными приемами построения перспективы. Недаром одни из самых известных анаморфозов XVI в. были созданы Эрхардом Шоном, учеником Дюрера, мягко говоря, не слишком хорошо понимающим теории своего учителя. Чему доказательство – масса ошибок в пособии по перспективе, изданном самим Шоном. Более того, как для построения перспективы, так и для создания анаморфоза в XVI в. были придуманы простые технические приемы, не требующие теоретических знаний. В последнем посте темы мы дадим пошаговую инструкцию для создания анаморфоза одним из таких методов. А в следующем посте разберем на конкретных примерах типы анаморфозов, известных к XVI в., и техники их создания. Так что оставайтесь на связи.
#ИсторияАнглии #Тюдоры #ЕлизаветаI #ГенрихVIII #АнглийскиеКороли #СредневековаяАнглия #БританскаяИстория #ИсторияКоролевств #АнглийскаяИстория #ДинастияТюдоров #TudorHistory #BritishHistory #EnglishHistory #RoyalHistory
#ИскусствоТюдоров #ПортретнаяЖивописьТюдоров #ЖивописьТюдоровскойЭпохи #АрхитектураТюдоров #МузыкаТюдоров #ЛитератураТюдоров #АнглийскийРенессанс #TudorArt #TudorPortraiture #BritishRenaissance #EnglishRenaissance #RoyalArt #ArtHistory #Портртная_Миниатюра #Портрет #Английский_Портрет #Гольбейн #Портреты_Гольбейна #анаморфоз #послы_гольбейна #История_портрета