На старой, выцветшей и пожелтевшей фотографии, было изображено то, чего там никак не могло быть…
Я сидел за столом, в своей комнате, заперев дверь на ключ и всматриваясь в старую фотокарточку. Нет, конечно же, такого быть не могло, это просто какая-то ошибка. Вот только в голову не приходило ни одной идеи, какая могла бы произойти ошибка. С пожелтевшей карточки, на меня смотрел мой дед. Совсем молодой. Он улыбался, глядя в объектив. Стоя на ровной травянистой площадке, над пропастью метров в триста. Вдали видна гора Эльбрус, на этой фотографии почти сливаясь со светлым небом. Я знаю это место. И знаю, что в молодости он там работал, в тех местах. Водителем на молокозаводе. Возил готовую продукцию с Зольских пастбищ в город. Я уже знаю, что эта фотография сделана мимоходом, в одной из рабочих поездок. Хотя спросить об этом не у кого. Должно быть у напарника, или кто там мог быть с ним, в один из дней, был с собой фотоаппарат. Потому, что таких фотографий несколько. Они одного размера, одного цвета. Не просто черно-белые, а больше отдают в какой-то оттенок охры. На всех он в одной и той же одежде, видно, что снято все в одно время. Да и местность одна и та же, хотя точки съемки и разбросаны по карте. Но, в общем то, все эти точки могут вписываться в один дневной маршрут. Я собрал их вместе, перебрав всю коробку и разложил в ряд на столе. Да, безусловно, они все проявлены с одной пленки. Одежда, погода, манера съемки, оттенок. Все совпадает. И местность. Я хорошо ее знаю, она совсем не изменилась. Это просторы Северного Приэльбрусья, которые в Советский период называли больше отгонными Зольскими пастбищами. Сами фотокарточки никак не подписаны, ни на уголке, ни на обороте. Вот, на другой, дед стоит над Тызыльским каньоном. Ясный, солнечный день, скорее всего осенний. Вот он у небольшого карстового провала и озерца Тогай. Всего их шесть, но примечательна только одна. Она попала ко мне в руки случайно. Когда я перебирал старый семейный архив, накопившийся за целый век. Он уже очень долгие годы лежит и просто собирает пыль. Сейчас совсем другая эпоха. По большей части тех, чьи фотографии там лежат, уже нет. Нет и тех, кто их когда-то делал. И некому доставать вечерами подписанные коробки, отсортированные просто по годам, и перекладывать карточки, предаваясь воспоминаниям. Этот, действительно выдающийся архив не пополняется. Никто не печатал фотографий уже очень давно. А в наши дни и сама фотография потеряла ту, старую ценность. Став обыденностью, доступной каждому, не требующий ни времени, ни затрат, ни подготовки.
И старый архив, пережив свое время, лежит и занимает большое место шкафу. Не знаю, почему вдруг, мне захотелось пересмотреть эти карточки сегодня вечером. И взяв, совершенно наобум, коробку с написанными на корешке годами 1953 – 1959, я уселся с ней на кухне.
Я сразу понял, что увидел нечто странное, когда посмотрел на эту фотографию. Дед стоит на краю горы Кинжал. Вниз, за его спиной, уходит отвесный обрыв, глубиной около трехсот метров. Обрыва не видно, а видно просторы раскинувшиеся внизу. Они тянуться по направлению съемки примерно на двадцать пять километров холмистой местностью, и упираются в подножия Эльбруса. Двуглавого вулкана. Там, под горой стоит странное сооружение. Кажется, что оно цельное, сделано из чего-то гладкого и размеры его поражают воображение. Если оценивать по известным расстояниям местности, то получается, что в диаметре оно никак не меньше четырех километров.
Вот только я хорошо знаю местность. Там нет, и никогда не было подобного сооружения. И никакого другого не было. Там высота над уровнем моря уже приближается к двум с половиной тысячам метров. И очень близко ледники Эльбруса. Места совершенно непригодные для жизни, потому там никогда в истории не жили люди.
Я взял эту фотографию и ушел с ней в свою комнату, замкнув дверь. Точно не знаю зачем, машинально. При виде этого странного и невероятного сооружения там, где его никогда не было, пришло ощущение зловещей таинственности.
Вытащив лупу из верхнего ящика стола, я внимательно изучал карточку, разглядывая каждую крупицу. Нет, здесь точно нет никакой ошибки, фотография старая и не очень четкая, но точно можно сказать, что объект попал на это место неслучайно. Тени от солнца, выгорание подсвеченных поверхностей, все в точности так, как и должно быть. Еще, принимая во внимание год, когда была сделана фотография, можно точно сказать, что ни о каких спецэффектах не может быть и речи.
Что же меня так взволновало? Я действительно, очень хорошо знаю ту местность. Не только для того, чтобы утверждать, что ничего подобного там быть не могло, но и…
Для начала опишу подробнее, что же я увидел. Огромное сооружение, в виде круга, лежащего на земле. В центре этого круга стоит башня, похожая на сталагмит, толстая снизу и заостренная наверху. Она собрана из кусков правильной геометрической формы, притом довольно хаотичных. Это видно в лупу, по боковым контурам. И высота ее приближается к двум километрам от основания. Это совершенно точно.
Круг состоит из полуколец и четверть колец. Составляющих целые кольца с проходами. Одно внутри другого, все меньше и ближе к башне и самое маленькое окружает ее подножие. Соединения в каждом кольце, от двух до четырех, расположены не ровно, а сдвинуты относительно друг друга. Больше всего это похоже на гигантский лабиринт, ведущий к башне, высотой в две тысячи метров. Фотография чёрно-белая, но оттенок в сооружении один и тот же, меняющийся только в зависимости от положения фигур относительно солнца. Значит, оно из одного материала. Вся эта махина.
Люди никогда не строили ничего подобного. И не могли бы построить.
Так что же меня так взволновало? Не столько сам тот факт, что ничего подобного там нет и не было. Сколько слава этой местности. Сколько баек написано любителями мистики и изотерики о Северном Приэльбрусье. Сколько вымышленных древних городов и храмов солнца запихнули в эти места, в своих псевдонаучных трудах местные краеведы. Местом силы "класса «альфа», наградила его псевдонаука изотерика.
Небывалая концентрация потоков энергии, утверждали очень многие. "Здесь, в этом месте, как будто антенна, принимающая сигналы из космоса", - читал я один «труд». "Пик Калицкого, что на Восточном плече Эльбруса, является точкой передачи", - утверждал другой.
Гитлер стремился завоевать эти места, - читал я у многих, - потому, что верил, что где-то здесь, находится вход в некую Шамбалу, страну ариев. Именно потому была захвачена, никому не интересная, со стратегической точки зрения, гора и на обе вершины водружены фашистские стяги.
А что, если все они, все эти мистики, изотерики, научные фантасты, в чем то правы? Например, в том, что чувствуют там, у северного подножия Эльбруса, нечто? Чувствуют некую силу, энергию?
Что, если там, действительно что-то есть? Фотография получается отпечатком световых лучей на чувствительной пленке. Это как видеть глазами, только без обработки мозгом. И, возможно, в более широком диапазоне. Наши глаза видят свет, но не распознают инфракрасных лучей, которые видят многие животные, чьи глаза устроены иначе. А что, если есть диапазоны лучей, недоступные нам, но в определенных условиях, в период сильных магнитных бурь, вспышек на солнце, совпадения метеорологических условий, видимые пленкой старого фотоаппарата? Может ли такое быть? Судя по фотографии может. Я же вижу этот странный объект, невозможный в нашем мире.
Почему эта фотография провалялась в коробке шестьдесят с лишним лет и никогда не стала объектом изучения раньше? Возможно потому, что я первым обратил внимание на это. Дед ничего не видел глазами, фотограф тоже. А отпечатавшийся на пленке объект не привлек их внимания потому, что почти не видимый на новой фотографии, со временем, «проявился», по мере потемнения краски от времени. Это вполне вероятно. Тогда, значит, в нашем мире есть гораздо больше того, что мы способны увидеть. Параллельная реальность, другое измерение. От которого, мы отгорожены законами физики, действующими для нас. И огромное количество людей, чувствующих некую энергию, и подвергаемых насмешкам обыкновенным большинством - на самом деле правы.
Нальчик. Февраль, 2025г.