В прошлом году к годовщине гибели поэта я написал о сериале «Цербер» и фильме «Последняя дорога»:
Потом в течении прошлого года я посмотрел 4 из 5-ти экранизаций из цикла «Повести Белкина». Несмотря на то, что у Пушкина эти небольшие повести составляют сборник, сюжетно они почти не связаны между собой, кроме собственно, Белкина, так же и их экранизации не связаны, хотя сняты были почти друг за за другом. Первой экранизацией в этом цикле была «Метель» (1964; режиссёр Владимир Басов; был ещё немой фильм 1918).
Пушкиным она написана последней, пятой по счёту Болдинской осенью 1830 года. Вторая экранизация «Выстрел» (1966) написана 4-той в цикле. Были ещё французская (1939), итальянская (1941) и польская (1965) экранизации.
Третья советская экранизация: «Станционный смотритель» (1972), написанный пушкиным 2-ой в цикле Белкина. У него было много экранизаций по всему миру, но самой известной остаётся именно экранизация 1972 года, режиссёра Сергея Соловьёва, который на тот момент, ещё не ушёл в арт-хаус.
Чёстно скажу: «Станционный смотритель» единственное, что я читал в школе из этого цикла. Всё остальное прошло мимо меня. Как метко когда-то выразился рок-музыкант Александр Непомнящий (16 февраля 1968-20 апреля 2007): «Александра хвалят все, но мало кто читал после школы», цитата может, и не точная, но очень правдивая. Много ли вы знаете людей, кто читает Пушкина после окончания школы и в зрелом возрасте? Вот и я не знаю. Если конечно, среди ваших знакомых нет какого-нибудь пушкиноведа. То, что Пушкина после школы большинство людей не читает, это не плохо, и не хорошо, это просто факт.
Четвёртая экранизация «Барышня-крестьянка» (1995) снятая уже в новой России с характерными для 90-тых эротическими сценами, которых в книге, конечно, не было, но тем не менее, экранизация вполне достойная, правда, как по мне, выглядит она слишком по-женски мягкой и мелодраматичной. Написана она была Пушкиным третьей в цикле Белкина. Были ещё до революционные и советские экранизации, а также американский мультфильм 1990 года.
А вот первая повесть из цикла Белкина «Гробовщик» была первый раз частично экранизирована в 1979 внутри экранизации «Маленьких трагедий, написанных Пушкиным тогда же, Болдинской осенью 1830 во время эпидемии Холеры. (вышел в 1980; 3 серии по час-полтора каждая; всего почти 4 часа).
Эту экранизацию я полностью посмотрел вчера 9 февраля. Давно хотел это сделать, но всё не удавалось. А вчера петербургский канал предоставил мне такую возможность. Александр Сергеевич умер 10 февраля 1837 по новому стилю. В прошлом году эту экранизацию показывали по Культуре летом ко дню рождения Пушкина. В ней смесь разных рассказов Пушкина, в том числе незаконченных: «Сцены из Фауста», «Египетские ночи», «Моцарт и Сальери», уже упомянутый мною «Гробовщик», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Гости съезжались на дачу…», «Мы проводили вечер на даче…», «Я здесь, Инезилья», «На углу маленькой площади…», «Пир во время чумы», «Жил на свете рыцарь бедный». Я не буду здесь описывать сюжеты этих рассказов и стихов, и рассказывать откуда Пушкин заимствовал идеи, это всё вы можете и без меня прочитать, а то получится целая лекция на несколько страниц.
Эта экранизация, снятая режиссёром Михаилом Швейцером, более глубокая, чем экранизации повестей Белкина. Помимо других известнейших советских актёров, в «Маленьких трагедиях» свою последнюю роль (Дон Гуана или Дон Жуана) сыграл Владимир Высоцкий, о чём почему-то редко упоминают, когда говорят о его творческом пути. Между тем, роль достойная и значительная.
Всего же произведения Пушкина по всему миру экранизировали 225 раз. Первые фильмы были сняты в Российской Империи, так что Пушкин в каком-то смысле не только родоначальник русского слова, но и русского кино. С 17 февраля на Первом начнётся сериал «Натали и Александр».
Возвращаясь к Высоцкому: до этого Михаил Швейцер снял Высоцкого в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975 по книге Леонида Леонова):
После в 1984 Швейцер снял экранизацию «Мёртвых душ» (5 серий) Гоголя, которую я посмотрел в апреле прошлого года по Культуре (а с сегодняшнего дня её опять показывают на канале Культура). Читал я «Мёртвые души» ещё в школе, а экранизацию посмотрел только в прошлом году (опять-таки много ли людей читает Николая Гоголя после школы?)
Александр Трофимов, сыгравших в «Маленьких трагедиях» в новелле «Пир во время чумы» предводителя застолья, в «Мёртвых душах» сыграл самого Гоголя.
Следующая работа Швейцера: экранизация повести Льва Толстого «Крейцерова соната» (1987 2 серии). Её я посмотрел в декабре прошлого года тоже по Культуре. До этого о такой повести я не слышал. А когда я потом сказал о ней своим знакомым, они тоже не слышали, не про фильм, не про повесть.
Всём рекомендую, кто ещё не видел. Отличный, глубокий, но правда, несколько тяжёлый фильм. Его редко показывают. Одна из лучших ролей Олега Янковского. Александр Трофимов здесь тоже сыграл. (опять-таки вопрос: много ли людей читают Льва Толстого после школы?)
Я только «Войну и мир» читал полностью без сокращений, но уже после школы, а экранизацию Сергея Бондарчука посмотрел значительно позже: в 2022.