Вернулась к своему давнему тезису о том, что экономической необходимости в мигрантах в России нет. Это легко подтвердит любой человек, живший в провинции: у простых людей работы нет!
Не знаю, где там очень низкая безработица. Я вижу множество людей, которые нормальную работу могут искать и по году. Безработица, может, и низкая, но доля прекариата высокая. Это люди, которые перебиваются случайными работами: постоянную они ищут годами или не находят вообще. И чем ниже образование, тем выше доля прекарно занятых. То есть, от случая к случаю, на временных работах. Значительная часть таких работников - вахтовики и отхожие. То есть, они ездят на работу далеко от дома. Во владимирской электричке в шесть утра битком - из Владимира едут на работу в Москву. Из Иванова или Рязани ездят вахтой тоже в Москву. А дети дома.
Я лично наблюдала случай, когда новгородка ездила в Петербург вахтой работать на кассе за 45 000 в месяц, оставляя детей-школьников одних, а в этом время в магазине возле ее дома работали мигранты.
О чем я? Стала замечать, что на кассах в городских супермаркетах все больше местных. У нас в "Семишагове" местные продавцы появились и местные работники зала. В "Дикси" и "Магните" давно преимущественно местные. А на днях мне из "Озона" привезла заказ приличная петербурженка. Я вообще принципиально не пользуюсь доставкой на дом, но была медицинская необходимость - срочно понадобились компрессионные чулки.
А еще я увидела уборщицу у нас, тоже местную женщину. Во многих дворах в Петербурге появились местные дворники.
Кстати, новгородка та теперь она спускается на первый этаж своего дома и работает на кассе вместо мигрантки за 32 000 рублей. Это реальная история из новгородского "Магнита"
Рестрикции против мигрантов пока вводятся слабые, но они уже дают плоды: на работах, где раньше были мигранты, появились местные. А это значит? Это значит, что раньше у местных не было этой работы, они не могли устроиться в магазин у дома или на овощной лоток в своем районе.
Даже в столицах высшее образование есть не у всех. Многим нужна простая работа. А еще бывают тяжелые ситуации, когда человеку с образованием нужно найти новую работу, но ему не на что жить во время поисков - неквалифицированные работы были отданы мигрантам. Сегодня “трешка” в панельном доме в Петербурге при первоначальном взносе в 5 млн рублей обойдется в почти 200 тысяч в месяц ипотечных платежей. Ясно, что берут такие квартиры семьи. И все они обречены на непрерывный стресс, потому что простой в работе хотя бы одного из супругов в течение месяца загоняет семью в непосильные долги. Люди годами сидят на ненавистной работе, потому что у них нет "маневренного" фонда, прожить на время поисков.
Ситуация выправляется. Промежуточный результат прищучивания мигрантов - малоквалифицированная работа стала доступна для местных жителей. Ввозя в избытке мигрантов, Россия маргинализировала необразованных рабочих, потому как они не могли конкурировать с выгодными для работодателя мигрантами и вылетали с рынка труда.
Мой текст
В России нет столько вакантных рабочих мест, чтобы содержать избыточные руки из Средней Азии - у нас у самих множество людей без высшего образования не имеют работы!