Введение
Милий Алексеевич Балакирев вошел в историю музыкального искусства не только как крупный композитор, но и как признанный глава и лидер значительного творческого сообщества, которому музыкальный критик В. В. Стасов дал легкое название «Могучая кучка».
Детство композитора
Балакирев родился 2 января 1837 года в Нижнем Новгороде. С детства, проведенного на берегах Волги, он полюбил русские народные песни, меланхоличные бурлацкие, удалые плясовые и лирические протяжные, которые пелись в будни и праздничные дни на улицах Нижнего Новгорода. Первые уроки музыки он получил от матери и старшей сестры. Важное значение для Балакирева имели занятия с местным капельмейстером Эйсрихом. Он не только дал ему основы теории музыки, но и познакомил с местным меценатом Улыбышевым, у которого была великолепная библиотека, где Балакирев мог знакомиться с лучшими произведениями мировой классической литературы. Кроме того, он получил возможность работать с домашним оркестром Улыбышева, изучать основы инструментовки и получать первые дирижерские навыки на практике.
Упорные занятия не прошли даром, и в девятнадцать лет Балакирев уже был состоявшимся музыкантом, готовым к самостоятельной деятельности.
Переезд в Москву
Не без покровительства того же Улыбышева Мили переехал в столицу, где быстро приобрел известность в музыкальных кругах. Первое публичное выступление Балакирева 12 февраля 1856 года, в котором он исполнил сольную партию в концерте «Аллегро» для фортепиано с оркестром, привлекло всеобщее внимание к молодому дебютанту и вызвало благожелательные отклики в прессе.
«Балакирев - богатая находка для нашей национальной музыки», - писал Серов, предсказывая ему блестящее будущее.
Прекрасный пианист Балакирев приглашал своих аристократических гостей, чтобы украсить их музыкальные вечера. Однако вскоре Мили понимает, что роль светского поэта - не его. Будучи убежденным демократом, он видит свою художественно-музыкальную задачу в ином служении русской культуре. Он пренебрегает блестящей музыкальной карьерой пианиста-виртуоза и вступает на тернистый путь учителя музыки.
Его единственный источник дохода - уроки музыки. Они отнимают у него много времени, но молодой композитор постоянно совершенствуется. Он создает большое количество произведений, среди которых симфоническая увертюра на тему испанского марша и «Испанская серенада» для фортепиано.
Не забывает он и о своей любви к народной песне. Летом 1860 года Балакирев путешествовал по Волге вместе с поэтом Щербиной, чтобы лучше узнать народную музыку.
Песни, исполняемые бурлаками, послужили материалом для замечательного сборника, ставшего событием в русской музыке.
В 1862, 1863 и 1868 годах композитор совершил аналогичные путешествия на Кавказ. Знакомство с величественной природой и красочной жизнью кавказских племен произвело на него глубокое впечатление и впоследствии нашло яркое отражение в его творчестве.
В конце 1861 года Балакирев написал «Русскую симфонию», которую он хотел посвятить новому тысячелетию России. Хотя произведение так и не было завершено, оно стало значительным этапом в творческом развитии композитора.
Знакомство с Глинка и Даргомыжским и создание «Могучая кучка»
Но вернемся на несколько лет назад. Зимой 1856 года Балакирев и Глинка познакомились на небольшом музыкальном вечере. Тогда же он познакомился с уже довольно известным композитором Даргомыжским и критиком Стасовым. Глинка вскоре уехал за границу, а их знакомство с Даргомыжским и Стасовым переросло в дружбу. Позже к ним присоединились другие композиторы - Бородин, Римский-Корсаков, Кюи. Они часто встречались, спорили, разговаривали и размышляли. Все они страстно любили музыку, особенно русскую, и эта любовь объединяла их. В результате возникло удивительное сообщество талантливых музыкантов, которым предстояло сыграть важную роль в истории русской музыки. Вскоре это сообщество получило название «Могучая кучка» или «Пятерка» - в зависимости от количества участников. Руководителем кружка стал Милий Алексеевич Балакирев.
На собраниях подробно разбиралась работа кружковцев. Все ошибки исправлялись, а затем подробно разбирались. И каждый раз, отвергая или утверждая что-то, Балакирев играл наизусть тот или иной музыкальный отрывок, чтобы подтвердить свои мысли.
Сам Балакирев продолжал интенсивно и много писать. В эти годы он написал музыку к трагедии Шекспира «Король Лир», множество романсов и начал Второй концерт для фортепиано с оркестром.
Блестящей была и его дирижерская деятельность. Он дирижировал концертами в Бесплатной музыкальной школе, которая была одним из центров музыкального просвещения того времени, и был пропагандистом лучших произведений русской музыки, отвергаемых официальной аристократической верхушкой. Когда выдающийся немецкий композитор Вагнер был в России и услышал Балакирева в концерте, он высоко оценил его дирижирование и добавил, что видит в нем своего будущего русского соперника. Своими дирижерскими выступлениями Балакирев сделал многое для того, чтобы лучшие произведения мировой классики стали доступны русской публике. И не только для русской - он открыл для чешской публики гениальную оперу Глинки «Руслан и Людмила», которой дирижировал в Праге.
Под влиянием этой поездки композитор создал симфоническую поэму «В Богемии», в которой использовал чешские (точнее, моравские) мелодии.
Руководитель концертов
Вскоре Балакирев стал руководителем концертов Русского музыкального общества - самой влиятельной музыкальной организации в России. И здесь он остался верен себе и пропагандировал в основном русскую музыку.
Однако успех демократически настроенного музыканта встревожил влиятельную придворную знать, и Балакирев был отстранен от руководства этими концертами.
В 1870-е годы деятельность «Могучей кучки» как творческого объединения друзей-единомышленников уже не была столь интенсивной. Причиной тому было не предательство идеалов, как считали некоторые, а неизбежное творческое взросление членов этой группы. Став самостоятельными творческими личностями, молодые композиторы перестали нуждаться в постоянном покровительстве Балакирева. Но гордый и самовлюбленный Балакирев не мог понять своих любимцев. К этому добавились материальные трудности Бесплатной музыкальной школы, которая вскоре была закрыта. Все это Балакирев переживал очень болезненно. Трагизм ситуации усугублялся смертью отца и необходимостью заботиться о младших сестрах. Все это настолько угнетающе подействовало на композитора, что вскоре он отошел от музыкальных дел и стал мелким чиновником в одном из железнодорожных управлений.
Друзья, потрясенные трагедией своего наставника, уговаривали его вернуться к прежней деятельности. Но Балакирев остался глух к этим дружеским призывам. И когда спустя много лет он вернулся к музыке и своим друзьям, это был уже другой человек.
При всей строгости вкуса и безупречности исполнения, композиции Балакирева 1890-1900-х годов иногда носят оттенок «эстетизма». Творческие удачи случаются редко.
Один из лучших образцов вокальной поэзии Балакирева - романс «Флюстерндес, завгафтес атмен» на слова известного стихотворения Фета, написанного им в начале века. Композитору удается передать поэтический текст с почти импрессионистической тонкостью нюансов. Особое место в новом творческом периоде композитора занимает, пожалуй, восточная фортепианная фантазия «Исламей», ставшая одним из ярких событий в его творчестве. Пьеса была написана на Кавказе в конце 1860-х годов.
Симфония Русь
Еще раньше, в начале 1860-х годов, Балакирев задумал три симфонии. Мы уже упоминали о замысле симфонии «Русь», которую композитор назвал номером три, а второй должна была стать программная симфония «Мзыри» по поэме Лермонтова. Ни один из этих замыслов не был реализован, а работа над Первой симфонией, сохранившей это обозначение в окончательном варианте, затянулась почти на четыре десятилетия и была завершена лишь во второй половине 1990-х годов. Вторая симфония, написанная в последние годы жизни композитора (завершена в 1908 году), отличается от эпической, монументальной Первой симфонии преобладанием лирических и созерцательных настроений.
Последнее симфоническое произведение Балакирева
Последнее симфоническое произведение Балакирева, Сюита для оркестра, осталось незавершенным и было закончено Ляпуновым уже после смерти композитора. Музыка сюиты несет в себе черты салонности, характерные для позднего Балакирева.
Композитор умер 29 мая 1910 года в Петербурге.