Найти в Дзене

Первый миллионер дореволюционного Владивостока

А еще мореплаватель, основатель китобойного промысла на Дальнем Востоке, золотопромышленник, владелец паровой мельницы, торгового дома, кирпичного завода и пионер доставки нефтепродуктов на наливных судах во Владивосток. И все это один человек.
Вот уж действительно, кого только не прибивало к берегам дореволюционного Приморья. Азартные, трудолюбивые и смелые предприниматели быстро сколачивали здесь целые состояния. Отто Васильевич Линдгольм был как раз таким. Родился Отто в 1832 году в Финляндии, которая входила тогда в состав Российской империи. Детство провел на острове Утё, а потом решил связать свою жизнь с морем и поступил на службу в Российско-Американскую компанию. С 1857 года Отто - вольный шкипер, т.е. судоводитель торгового флота, не состоявший на государственной службе. В это же время он познакомился с китобойным промыслом, причем, будучи недюжинной физической силы, иногда выходил в море в одиночку. Наверное, надо быть очень смелым, чтобы так рисковать.
Этот человек долже

А еще мореплаватель, основатель китобойного промысла на Дальнем Востоке, золотопромышленник, владелец паровой мельницы, торгового дома, кирпичного завода и пионер доставки нефтепродуктов на наливных судах во Владивосток. И все это один человек.

Вот уж действительно, кого только не прибивало к берегам дореволюционного Приморья. Азартные, трудолюбивые и смелые предприниматели быстро сколачивали здесь целые состояния. Отто Васильевич Линдгольм был как раз таким.

Крупная фигура в центре - О.В.Линдгольм
Крупная фигура в центре - О.В.Линдгольм

Родился Отто в 1832 году в Финляндии, которая входила тогда в состав Российской империи. Детство провел на острове Утё, а потом решил связать свою жизнь с морем и поступил на службу в Российско-Американскую компанию. С 1857 года Отто - вольный шкипер, т.е. судоводитель торгового флота, не состоявший на государственной службе. В это же время он познакомился с китобойным промыслом, причем, будучи недюжинной физической силы, иногда выходил в море в одиночку. Наверное, надо быть очень смелым, чтобы так рисковать.

Этот человек должен был рано или поздно оказаться на Дальнем Востоке. И в 1862 году Линдгольм приехал в Николаевск-на-Амуре, чтобы заниматься китобойным промыслом и добывать пушнину на Охотском побережье. Дела шли вполне успешно и уже в 1870 году Отто Васильевич стал купцом 1-й гильдии (т.е. членом купеческого сословия, обладавший капиталом более 10 тысяч рублей). В дореволюционной России такое звание давало ряд преимуществ: право заграничной торговли, право на владении морскими судами, возможность свободно перемещаться по стране и даже право на получение потомственного дворянства при определенных условиях. Реализовывать новые перспективы Линдгольм отправился во Владивосток.

Вид на современный Владивосток. Фото автора.
Вид на современный Владивосток. Фото автора.

Здесь Отто Васильевич в 1874 году открыл торговый дом «О.В. Линдгольм и К». Занимался разработкой золота на острове Аскольд, добычей угля в пригороде Владивостока (Подгороденка). С 1882 г. заключил контракт с военным ведомством на строительство и эксплуатацию паровой мукомольной мельницы. Мельница стала крупнейшим предприятием отрасли в крае, на котором работали около 40 человек и производили до 300 тыс. пудов муки в год.

В офицерской слободке, за Морским клубом, у него был свой причал. Там же Линдгольм построил кирпичный завод. Позже ему удалось взять подряд на строительство сухого дока им. Цесаревича Николая в Дальзаводе. 7 октября 1897 года состоялось его торжественное открытие — сюда вошел крейсер «Дмитрий Донской». В 1896 году Линдгольм построил небольшую нефтебазу на Первой Речке.

Семья Отто Васильевича занимала высокое положение во владивостокском обществе, а также совершала регулярные поездки в Японию и Европу. В 1891 году Отто и Наталия Линдгольм впервые встретились с цесаревичем Николаем во время его приезда во Владивосток, а 5 лет спустя они присутствовали на его коронации. Линдгольмы близко дружили с Элеонорой Прей и она часто упоминала их в своих письмах.

Одним из первых Отто Васильевич вступил в члены Общества изучения Амурского края, составлял морские карты, описывал китобойный промысел. А еще он строил маяки - Токаревский и Аскольдовский. И если строительство второго принесло ему крупную выручку, то Токаревский маяк Линдгольм построил на свои деньги.

Токаревский маяк. Фото автора.
Токаревский маяк. Фото автора.

В наше время этот маяк находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота и обеспечивает проход судов из Амурского залива в пролив Босфор Восточный и из этого пролива в бухту Золотой Рог.

Умер Отто Линдгольм в декабре 1914 года.