Уникальную легендарность данной деки прояснили: отличная модель для улучшения-доработки. Теперь за дело берётся реальный крутой спец, а не махрово расплодившийся обслуживатель! Просто пробрызгать, тупо заменить парочку электролитов и поменять резинки не канает, когда речь заходит о максимальном раскрытии потенциала деки. Особенно с учётом текущего состояния (прежде всего головок и ЛПМ).
Следует отметить, дека сделано крепко, без экономии на металле несущих нагрузку элементов. Но время берёт своё и подводные камни на каждом шагу. Внешне ЛПМ без вмешательства кривых ручек (сие сбивает с понталыку при покупке).
Однако как раз с ЛПМ пришлось крепко повозиться. Зеркальная кассета показала, что подающий (левый) ролик, который меньше диаметром и Уже, стоял криво и заметно поджёвывал скользкую ленту (метал). То есть полностью не зажёвывал, а при сходе с направляющих «рогатки» гнал волной с одного края, что приводило к завалу АЧХ по левому каналу.
При этом, судя по проверочной динамометрической кассете, подтормаживание и натяг были в норме. Ещё сильнее подтормаживать – не панацея, начнёт «тянуть» (замедленно воспроизводить) в конце тонких лент.
Велик соблазн поменять родной ролик на китайское чудо-юдо с Али, но это рулетка, даже от одного как бы производителя. Обильно предлагаемые новодельные самопалы из разнообразного современного синтетика тоже мутняк. Помимо точности размеров важна упругость и коэффициент скольжения. Реанимировать старый задубелый, отмочив в керосине? В ацетоне? Протерев тщательнее тампоном с этиловым спиртом? Универсального совета нет (тут кто во что горазд), но в любом спирте всяко вымачивать не надо. Предпочтительнее (рекомендация UFO) специализированное чистящее средство для обслуживания резиновых роликов принтеров и прочей оргтехники типа Isoclene или Platenclene.
Едем дальше. Без специального шаблона выставления ЛПМ велик риск накосячить на следующих этапах, или изрядно намучиться с настройкой, угробив уйму времени.
Выставление головок (по высоте и кивку) - отдельная процедура. Без шаблона велик риск накосячить на следующих этапах (или изрядно намучиться).
В идеале ещё нужна особая проверочная межтрековая кассета.
Далее следует выставление головки по азимуту с помощью специальной кассеты и проверкой на двухканальной осциллограмме :
Синфаз важен до СЧ, на верхних ВЧ (выше 12 кГц, где у большинства не новых дек сильно гуляет) ухо воспринимает огибающую.
Но … это была лишь прелюдия;)))
Проверка АЧХ тракта воспроизведения показала разбег каналов:
Ясно, без замены конденсаторов не обойтись.
Тракт записи - отдельная большая тема:
Кусок схемы - это "фильтр-резонатор", который работает при записи. Частота резонанса 22 кГц. Для 1 и 2 типа ленты транзистор открывается и подключает дополнительный конденсатор. Частота резонанса снижается примерно до 18 кГц, что и подтверждается АЧХ. Для метал шурует напрямую. Все что выше этого «фильтра» сильно обрезается.
Подобное реализовано во многих деках конца 80-х и почти во всех 90-х, включая топовые Айвы/Экселии. Вероятно, так боролись с искажениями, с шумом, с "пролазом" и т.п.
Коррекция АЧХ усилителя записи (выполняется очень осторожно и внимательно!):
Синим цветом – было, красным – стало. Вроде бы крохи, но совокупную АЧХ иначе не выровнять.
Теперь по эталонной BASF FE-1 1988 получается вот такая АЧХ (по паспорту деки до 18 кГц):
Для хрома TDK SA (по паспорту до 19 кГц):
Для метал TDK MA (по паспорту до 22 кГц):
И тут возникает дилемма: выжимать из деки последние соки, чтобы вытянуть АЧХ для метал, или же принять компромиссное решение. Памятуя, что производитель заложил коридор +\-3 дБ всяко неспроста, лучше успокоиться. Или же перепаивать всё нутро напрочь, подбирая для всего и вся новые элементы и оптимизируя параметры. Метал требует повышенных токов записи, поэтому сдюжит ли старая начинка - большой вопрос
После коррекции АЧХ записи при больших уровнях сигнала на железе и метал начинается сильный «пролаз» в ультразвуковой области. Отличная голова способна пописывать очень высоко, но за всё приходится расплачиваться. Если частота подмагничивания не 150 и 210 кГц, то проще забить.
На массовых носителях музыки, прежде всего на виниле, в области 20 кГц сплошь один мусор. Выше 16 кГц – грязь либо от выковыривания иглой артефактов, либо от студийных экзерсисов с эквалайзерами. У сидюков мусор от обрезающего фильтра. На хай-резе – студийная чехарда. Выше 16 кГц мало кто что слышит, поэтому никто особо и не контролирует. У большинства аудиофильских записей на самых высоких частотах в плане дерьмеца чего только нет, начиная с многочисленных электрических наводок.
Таким образом, если заморачиваться, пытаясь из Kenwood KX-1100HX сделать деку для измерений АЧХ лент вплоть до 22 кГц и выше, то это не лучший вариант. Вообще, вполне разумно плюнуть и растереть на все довески и приблуды, что творятся в аналоговой технике выше 20 кГц (а то и 16 кГц). Лишь бы дерьмо не пёрло. Область частот выше 20 кГц важна только для диагностики аудио аппаратуры.
PS
Какое в итоге после кастомизации получилось звучание в сравнении с другими деками – отдельный разговор.
======
Автор выражает дружескую признательность Станиславу - автору представленных графиков, фото и видео