Найти в Дзене
Война и Homo Sapiens

Русские. Золотой век. «Неземные, не от мира сего» образы Анны Павловой. Талант и революция

Павлова соединяет душу с виртуозностью и абсолютным владением техникой танца. Но, помимо этого, в её танце имеется нечто более глубинное, первозданное, связанное напрямую с естественностью природы или даже с самим Творцом. Настоятельно рекомендую прочитать вначале предыдущую публикацию: Русские. Золотой век. Варя Панина: таким талантом Бог награждает редко Все публикации по данной теме читайте в этой подборке: Подвиг 10-й. Продолжение Аня появляется на свет в 1881-м году в совсем незнатной семье. Родители отдают её на обучение балетным танцам в Петербургское театральное училище. Способных учеников немало. С самого начала своего пути Аня продвигается неторопливо, она как будто бы к себе присматривается, оценивает свои способности и возможности. Молоденькая балерина «вторая», но она подаёт большие надежды. Многие выпускницы училища уходят в тень по различным причинам, но Аня не уходит. Она не виртуозка и даже к этому не стремиться. Великий русский балетмейстер Михаил Фокин в своей книге
Павлова соединяет душу с виртуозностью и абсолютным владением техникой танца. Но, помимо этого, в её танце имеется нечто более глубинное, первозданное, связанное напрямую с естественностью природы или даже с самим Творцом.

Настоятельно рекомендую прочитать вначале предыдущую публикацию:

Русские. Золотой век. Варя Панина: таким талантом Бог награждает редко

Все публикации по данной теме читайте в этой подборке:

РУССКИЕ | Война и Homo Sapiens | Дзен

Подвиг 10-й. Продолжение

Аня появляется на свет в 1881-м году в совсем незнатной семье. Родители отдают её на обучение балетным танцам в Петербургское театральное училище.

Способных учеников немало. С самого начала своего пути Аня продвигается неторопливо, она как будто бы к себе присматривается, оценивает свои способности и возможности.

Молоденькая балерина «вторая», но она подаёт большие надежды. Многие выпускницы училища уходят в тень по различным причинам, но Аня не уходит. Она не виртуозка и даже к этому не стремиться.

Великий русский балетмейстер Михаил Фокин в своей книге «Против течения» вспоминает Аню как «способную девочку». В начале XX века Михаил Михайлович понимает, что балету необходимы большие перемены.

-2

Он не революционер, хотя многие знатоки балета считают его значение для русского балета революционным. Фокин, по сути, это Станиславский в театре. Он вдыхает в балет вторую жизнь, делает его сопереживательным и психологичным.

Фокин заканчивает училище на год раньше Павловой, и эта идея уже тогда его будоражит. Он с жаром рассказывает о своих мыслях Анне, но она относится к этому безучастно.

Она много работает и пока что ей всё на сцене нравится и всё устраивает. Ни о каких революциях и переворотах она даже и не задумывается, но начинает уже мечтать о чём-то своём, большом. Но она мечтает очень тихо, боясь сознаться в этом даже себе самой.

Ей просто очень хочется танцевать и вскоре она чувствует в размышлениях Фокина то, о чём грезит сама и поддерживает его реформаторские идеи. А Михаил в её лице находит для воплощения своих идей идеальную исполнительницу.

Она становится признанной балериной. Павлова и Фокин исполняют множество мимических сцен и танцев. Уходит в вечность первое десятилетие XX века, а Аня Павлова становится гордостью и радостью всего русского балета.

-3

С огромным успехом проходят спектакли с её участием в Париже, но в дягилевском театре она по разным причинам удержаться не может. Ей, не очень нравиться лёгкая пренебрежительность к ней Сергея Дягилева, который «ставит» на одарённого балеруна Нижинского.

Да, Нежинский одарён, но он не достигает Аниного уровня. Совместная творческая работа с Фокиным многому её учит и увлекает в иные плоскости балета. К тому же, ей не нравится, давящий на психику дягилевский большой художественный ансамбль и Аня начинает задумываться о создании собственной труппы.

Она покидает Мариинский театр и сформировав небольшую труппу, и с 1913-го года начинает вести гастрольную жизнь танцовщицы, радуя людей своим талантом.

Люди влюблены в неё, они любуются Павловой в её «Умирающем лебеде». Аня волнует зрителя до слёз, трогает его своим изображением смерти. Михаил Фокин в своей статье «Анна Павлова» пишет:

«…хорошо, радостно было на душе, и казалось, что бессмертна красота, бессмертно великое искусство и нет ему конца…»

-4

А в России и на всей планете в то десятилетие ширится женское революционное движение. Анна не выставляет никакие лозунги, не борется ни за какие принципы, не пытается доказать какую-то истину. Кроме одной – в искусстве главное талант!

Начинается Первая мировая война. Но Аня продолжает свои гастроли по Европе, Азии, Америке и покоряет своим искусством целые народы. В 1931-м Аня Павлова умирает. А после смерти великой балерины Михаил Фокин напишет:

«Разнообразие павловских ролей и танцев было бесконечным: от кокетливых вариаций в коротких балетных тюниках до драматических сцен сумасшествия в балете «Жизель», от бурных вакханалий до поэтического шопеновского вальса в лучах порхающей сильфиды, от национальных плясок всех народностей до жалобно трепещущего умирающего лебедя…»

Михаил Фокин считает, что Аня создаёт «неземные, не от мира сего» образы. Однажды телевидение показало в какой-то передаче про балет начала XX века эпизод из «Умирающего лебедя», эпизод, весьма далёкий от совершенства. Но это действительно показан лебедь умирающий.

Павлова соединяет душу с виртуозностью и абсолютным владением техникой танца. Но, помимо этого, в её танце имеется нечто более глубинное, первозданное, связанное напрямую с естественностью природы или даже с самим Творцом.

Именно потому, из-за такой первозданности, и получается «несравненная Павлова». Аня с первого же знакомства с любым танцем, любого народа, улавливает не только технику, но и душевность, то есть именно то, что делает танец максимально колоритным.

Способностью проникать в сущность, Аня завораживает и покоряет любого зрителя. И такая способность, в той степени, какой владеет Павлова, мужчинам-балерунам до сих пор не доступна.

-5

Напротив, балерины-женщины, такие как Галина Уланова или Майя Плисецкая, своими шедеврами лишь подтверждают, что женщина ближе к первозданности и той природности, откуда и начинается всё самое «человеческое»…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Обязательно подпишитесь на канал чтобы не пропустить очередную публикацию, обсуждайте в комментариях, делитесь в соцсетях и оставляйте реакцию

Все статьи по данной теме я разместил для вашего удобства в этой подборке:

РУССКИЕ | Война и Homo Sapiens | Дзен

Помощь белгородским пограничникам: СБЕР 2202 2083 3364 1968