Недавно произошла интересная история. Сижу я в любимой кофейне, работаю над очередной статьей, и тут за соседним столиком разгорается нешуточный спор.
Молодой парень, лет двадцати пяти, чуть не плача доказывает своему отцу:
"Пап, ну как же так? У всех моих друзей родители квартиры купили. Один я, как неприкаянный, мотаюсь по съемным. И что мне теперь, всю жизнь в кредитной кабале жить?"
Признаюсь честно, уши сами навострились. Тема-то наболевшая, можно сказать, крик души целого поколения.
И ведь правда – смотришь вокруг, и складывается впечатление, что "нормальные родители" просто обязаны обеспечить своего отпрыска квадратными метрами. А кто не может или не хочет – тот, получается, плохой родитель?
Решил я копнуть глубже. И знаете, что интересно? Оказывается, этот вопрос расколол общество на несколько непримиримых лагерей. Причем у каждого своя правда, и каждый готов стоять на своем до последнего.
Вот, например, моя соседка Галина Петровна. Всю жизнь проработала в строительстве, человек старой закалки. Сидим как-то у нее на кухне, пьем чай с ватрушками ее фирменными, и она рассказывает:
"Я, милок, еще в советские времена поняла – без своего угла человек не человек. Вот и крутилась, как белка в колесе, связи налаживала, возможности искала. В итоге и себе квартиру справила, и детям по однушке купила, и внукам что-то перепадет".
А на другой чаше весов – история моего друга Михаила. Прошел путь от курьера до владельца небольшой, но успешной компании. "Меня родители в девяностые даже прокормить толком не могли", – рассказывает он. "Но именно это и закалило характер.
Сам всего добился, своим горбом. И детей своих к тому же приучаю – хочешь что-то иметь, научись это зарабатывать".
Тут, как говорится, нет правых и виноватых. Но давайте посмотрим на цифры. По данным крупных банков, средний срок ипотеки в 2024 году составляет около 30 лет.
Получается, чтобы купить квартиру и себе, и детям, родителям нужно практически всю жизнь выплачивать кредиты. А это уже похоже на финансовое самопожертвование.
И тут всплывает еще один важный момент. Мария, молодая мама из Казани, поделилась своей историей:
"Мы с мужем пять лет снимали квартиру, копили на первоначальный взнос. А потом я забеременела, и родители мужа неожиданно подарили нам однокомнатную квартиру. Без этого подарка мы бы, наверное, еще года три откладывали решение о ребенке".
Но есть и обратная сторона медали. Психологи отмечают: дети, привыкшие получать все готовое, часто вырастают инфантильными. Как метко заметил один из комментаторов в сети: "Это как с птенцами – если не научить их летать, они никогда не покинут гнездо".
А вот что действительно впечатляет – история одной женщины из комментариев: "Я одна вырастила троих детей. Работала на двух работах, подрабатывала репетитором, 'землю рыла', но смогла обеспечить всех троих жильем. Сейчас живу одна, спокойно, и душа не болит". Вот это я понимаю – материнский подвиг!
Но тут возникает резонный вопрос: а не слишком ли высокую планку мы задаем современным родителям?
Ведь в нынешних реалиях даже однушка в спальном районе стоит как крыло от космического корабля. И что делать тем, кто при всем желании не может обеспечить детей отдельным жильем?
В этой ситуации мне кажется разумным подход "золотой середины". Помогать детям – да, но в разумных пределах.
Научить их финансовой грамотности, помочь с первым взносом, поддержать на первых порах – это нормально. Но превращать свою жизнь в бесконечную погоню за квадратными метрами для детей – это уже перебор.
Подводя итоги, хочется сказать: нет универсального рецепта. Каждая семья решает этот вопрос исходя из своих возможностей и убеждений. Главное – помнить, что любовь и поддержка родителей измеряются не квадратными метрами, а совсем другими величинами.
А что думаете вы по этому поводу? Должны ли родители покупать квартиры детям? Поделитесь своим мнением в комментариях. И не забудьте подписаться на канал – впереди еще много интересных тем для обсуждения!
А того парня из кофейни я потом еще раз встретил. Устроился на вторую работу, копит на первоначальный взнос. Говорит, с отцом помирился, понял его позицию. А отец, кстати, согласился помочь с частью суммы. Вот такая история со счастливым концом.