Найти в Дзене
StudyLAB:ХИМИЯ,БИОЛОГИЯ

ГЕНЕТИКА:ТРЕТИЙ ЗАКОН МЕНДЕЛЯ. ЗАДАЧИ НА ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ.

ТРЕТИЙ ЗАКОН МЕНДЕЛЯ- закон независимого наследования-гены находящиеся в разных хромосомах наследуются независимо друг от друга.
Здесь мы посмотрим задания на ДИГИБРИДНОЕ скрещивание.
При дигибридном скрещивании исследуем два признака.
Еще раз повторюсь:
ГЕНЫ РАСПОЛОЖЕНЫ В РАЗНЫХ ХРОМОСОМАХ
⋅Наследуются НЕЗАВИСИМО друг от друга

От слов к делу, рассмотрим задания первой части.

Задачи первой части решаются, как правило, так же легко, как и задачи на моногибридное скрещивание.  Нужно понимать что с чем скрещивать и какой будет результат.

→Если скрещиваются дигетерозиготы (АаBb х АаBb), тогда расщепление по фенотипу 9:3:3:1.

→Если скрещиваются дигомозиготы (ААBB и ааbb), тогда 1 вариант потомства.
*другие варианты дающие 1 вариант потомства: AAbb,aaBB.

→Если анализирующее скрещивание (АаBb и ааbb),тогда расщепление 1:1:1:1.

ЗАДАЧА 1

Определите соотношение генотипов в потомстве от анализирующего скрещивания дигетерозиготы, если известно, что гены не сцеплены. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов, в порядке их убывания.

Найти: Соотношение генотипов.
Скрещиваем: АаBb и ааbb (сказано, что скрещивание-анализирующее)
Гены не сцеплены!

При анализирующем скрещивании получаем соотношение 1:1:1:1
При анализирующем скрещивании получаем соотношение 1:1:1:1

Ответ: 1111

ЗАДАЧА 2

Определите вероятность (%) рождения особи с обоими рецессивными признаками при анализирующем скрещивании дигетерозиготы, если признаки наследуются независимо. Ответ запишите в виде числа.

Найти: вероятность рождения ааbb (вероятность, значит ищем %)
Скрещиваем: АаBb и ааbb (скрещивание-анализирующее)

Гены не сцеплены!

Расщепление 1:1:1:1
Расщепление 1:1:1:1
1/4- 25%
1/4- 25%

Ответ:25

ЗАДАЧА 3

Скрестили растения томата с генотипами ААвв и ааВВ. Сколько генотипов образуется в потомстве F1?
  1. Найти: количество генотипов
-5

Ответ: 1


ЗАДАЧА 4

Определите соотношение фенотипов в потомстве, образованном в результате самоопыления дигетерозиготы, в случае полного доминирования. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

Найти: соотношение фенотипов

Скрещиваем: АаBb и АаBb (самоопыление)

При скрещивании двух дигетерозигот получаем по фенотипу 9:3:3:1

Ответ:9331

ЗАДАЧА 5

Сколько процентов особей будет иметь рецессивный по обоим признакам фенотип при скрещивании растения с желтыми (Аа), морщинистыми (вв) семенами с растением, имеющим зеленые морщинистые (аавв) семена? Ответ запишите в виде числа.

Найти: процент особей  с рецессивным фенотипом
Скрещиваем: Ааbb и ааbb

Решение:

-6

Ответ:50

ЗАДАЧА 6

В семье, где родители хорошо слышали, и один из них имел светлые глаза, а другой карие, родился один ребенок глухой с карими глазами, а второй  — хорошо слышал и имел светлые глаза. Какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с карими глазами в семье, если известно, что ген карих глаз доминирует над светлыми, глухота  — признак рецессивный, и обе пары генов находятся в разных хромосомах?
Ответ запишите в виде числа, показывающие его искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

Дано:

Светлые глаза-а

Карие глаза- А

Хороший слух-B

Глухота -b

Найти: вероятность появления глухих детей с карими глазами(А_bb)

Скрещиваем: АaBb и ааBb

По цвету глаз один ребенок с доминантным признаком, другой с рецессивным, значит родитель- Аa.

Проанализируем потомство: один ребенок -А_bb, другой -ааB_.

По цвету глаз один ребенок с доминантным признаком, другой с рецессивным, значит родитель- Аa.

По способности слышать один ребенок рецессивный(bb)--> родители гетерозиготы.

-7

1/8 или 12,5%

Ответ:12,5

Теперь разберем пару заданий второй части:
ЗАДАЧА 1.

У кур признаки наличия гребня, оперённых ног аутосомные. При скрещивании курицы с гребнем, оперёнными ногами и петуха с гребнем, голыми ногами 1/4 часть потомства получилась без гребня, но всё потомство имело оперённые ноги. Во втором скрещивании другой курицы с гребнем, оперёнными ногами и этого же петуха в потомстве получилось расщепление по фенотипу 3 : 3 : 1 : 1. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях. Какова вероятность получения во втором скрещивании потомства, генотипически сходного с петухом?

-8

25% от возможного потомства без гребня,но с оперенными ногами-->

-9

Первое скрещивание:

При скрещивании курицы с гребнем, оперёнными ногами и петуха с гребнем, голыми ногами 1/4 часть потомства получилась без гребня, но всё потомство имело оперённые ноги.

А_BB х А_bb

т.к. 1/4 потомства -aaB_,то родители  AаBB x Aabb (потому что рецессивный признак ребенок берет от обоих родителей).

-10
-11

Второе скрещивание

Во втором скрещивании другой курицы с гребнем, оперёнными ногами и этого же петуха в потомстве получилось расщепление по фенотипу 3 : 3 : 1 : 1.

В первом случае курица была -AaBB. Во втором скрещивании взяли ДРУГУЮ курицу, но с таким же фенотипом--> АаBb. Петух тот же.

Наоборот: самка- AaBb , самец-Aabb
Наоборот: самка- AaBb , самец-Aabb
-13

3.Какова вероятность получения во втором скрещивании потомства, генотипически сходного с петухом?

Во втором скрещивании вероятность получения потомства, генотипически сходного с петухом, составит 2/8 или 25%

ИТОГОВАЯ ЗАПИСЬ:

-14

ЗАДАЧА 2.

Признак формы волос наследуется по промежуточному типу. Форма волос и наличие веснушек наследуются независимо.
Женщина с веснушками и волнистыми волосами вышла замуж за мужчину с такими же признаками. У них родился сын без веснушек и с прямыми волосами. Этот сын женился на девушке, фенотипически сходной с его матерью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором поколениях. Какова вероятность рождения в семье сына ребёнка без веснушек и с прямыми волосами?

Начинаем с дано:
Рассмотрим первый признак-наличие веснушек.
Женщина с веснушками вышла замуж за мужчину с веснушками. У них родился сын без веснушек.

-15

Это говорит нам о том, что наличие веснушек доминантный признак.
*оба родителя не могут быть рецессивными.

Второй признак-форма волос.
По условию сказано ФОРМА ВОЛОС НАСЛЕДУЕТСЯ ПО ПРОМЕЖУТОЧНОМУ ТИПУ.
Есть три типа волос: прямые, кудрявые и волнистые.
Прямые- рецессивный признак, кудрявые-доминантный. Следовательно волнистый волос- гетерозиготный признак.
Отсюда дано выглядит следующим образом:

-16

1 . В первом скрещивании женщина с веснушками (А_) и волнистыми(Bb) волосами вышла замуж за мужчину с такими же признаками (A_Bb).

Так как у них есть сын без веснушек→ родители гетерозиготные по данному признаку (Аа).

Первое скрещивание выглядит следующим образом.
Первое скрещивание выглядит следующим образом.

2. Во втором скрещивании сын без веснушек (aa) с прямыми волосами(bb) женился на девушке фенотипически схожей с его матерью (с веснушками и волнистыми волосами). То есть возможные генотипы жены: AA или Aa.

ВАРИАНТ 1
Родители АаBb(с веснушками и волнистыми волосами) и aabb (без веснушек, прямые волосы)

Расщепление 1:1:1:1
Расщепление 1:1:1:1

ВАРИАНТ 2
Родители ААBb (с веснушками и волнистыми волосами) и aabb (без веснушек, прямые волосы)

-19

3. Какова вероятность рождения в семье сына ребёнка без веснушек и с прямыми волосами?

Вероятность рождения ребёнка без веснушек и с прямыми волосами во втором браке составляет 1/4 (25%), если генотип матери AaBb, и 0%, если AАBb.

ИТОГОВАЯ ЗАПИСЬ:

-20

Благодарю за прочтение статьи!
Статья по моногибридному скрещиванию:
МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ