Ген- участок молекулы ДНК в которой закодирована информация об одном белке.
Доминантные и рецессивные гены:
А-доминантный
а-рецессивный
ГЕНОТИП- совокупность генов (буквенное обозначение).
#Аа,АА,аа
ФЕНОТИП- внешний признак.
#карие глаза, кудрявые волосы, красный бутон
ГАМЕТЫ- половые клетки, отвечающие за половое размножение.
-Образуются в результате гаметогенеза.
-Определяются генотипом организма.
АУТОСОМЫ И ГЕТЕРОСОМЫ:
Обозначения:
Р-родители
G- гаметы
F-потомство
♀-женская особь
♂-мужская особь
х- знак скрещивания( у людей →)
1 ЗАКОН МЕНДЕЛЯ (ЗАКОН ЕДИНООБРАЗИЯ)
-Все потомство в первом поколении единообразно по исследуемому признаку.
-Скрещивают чистые линии.
Чистые линии- линии, которые скрещивали несколько поколений и они гомозиготны (АА и аа)
*В качестве примера взят не горох, а цветы с красным и белым бутоном.
2 ЗАКОН МЕНДЕЛЯ (ЗАКОН РАСЩЕПЕЛЕНИЯ)
При скрещивании особей первого поколения, будет наблюдаться расщепление по фенотипу(3:1) и по генотипу (1:2:1)
Для упрощения записи потомства второго поколения, предлагаю расставлять стрелки как указано на фото. От одной гаметы(слева) ведем стрелки с противоположенным двум гаметам(справа).
НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ
В данном случае, доминантный ген не полностью подавляет рецессивный ген и появляется промежуточный признак.
* пример из экзамена, лепестки ночной красавицы: АА-красные, Аа-розовые, аа-белые.
Теперь посмотрим, что будет, если скрестим особей первого поколения между собой.
*в экзамене будет написано "самоопыление".
АНАЛИЗИРУЕЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ
В случае, если нам не известен генотип (АА или Аа), но известно потомство, мы проводим анализирующее скрещивание.
Скрещиваем: А_ х аа
-Если в потомстве есть расщепление, тогда генотип (Аа)
-Если в потомстве нет расщепления и потомство единообразно, тогда генотип (АА)
ЗАДАНИЯ 4 ЛИНИИ. МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ.
Для решения задач 1й части нужно не столько решать, сколько знать законы.
Из того, что действительно нужно понять, так это то, что нужно найти и что скрещиваем.
-Если скрещиваем доминантную гомозиготу (АА) и рецессивную гомозиготу (аа), то всегда в потомстве : Аа-100%
-Если скрещиваем две гетерозиготы (Аа) (у растений пишут, самоопыление) есть два варианта:
-ПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ: фенотип 3:1,генотип 1:2:1
-НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ(есть промежуточный признак) :генотип и фенотип 1:2:1
-Если анализирующее скрещивание, то это Аа и аа. Такое скрещивание дает по фенотипу и генотипу 1:1.
ЗАДАЧА 1
Определите соотношение генотипов в потомстве от анализирующего скрещивания гетерозиготного растения гороха с красными цветами. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов, в порядке их убывания.
Найти: соотношение генотипов.
Скрещиваем: Аа Х аа (анализирующее скрещивание).
ОТВЕТ:11
ЗАДАЧА 2.
Какова вероятность (в %) получения гетерозиготных особей при моногибридном скрещивании гетерозигот?
Найти: процент (%) гетерозигот (Аа)
Скрещиваем: Аа Х Аа
Это либо 2 закон Менделя, либо неполное доминирование.
Нам не сказано о том, что есть промежуточный признак, значит решаем через 2 закон Менделя.
ОТВЕТ: 50%
ЗАДАЧА 3.
Какое соотношение генотипов может получиться у потомков в моногибридном скрещивании двух гетерозиготных растений земляники?
Ответ запишите в виде последовательности чисел, показывающих соотношение получившихся генотипов, в порядке их убывания.
Найти: соотношение генотипов
Скрещиваем: Аа Х Аа
Опять же нам не сказано про промежуточный признак, будем решать через 2 закон Менделя.
Ответ просят записать порядке убывания.
ОТВЕТ: 211
ЗАДАЧА 4.
Какое соотношение потомков по фенотипу стоит ожидать при моногибридном скрещивании двух гетерозигот при неполном доминировании? Ответ запишите в виде последовательности чисел по мере убывания.
Найти: соотношение фенотипов.
Скрещиваем: Аа Х Аа
*НЕПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ.
Ответ просят записать порядке убывания.
ОТВЕТ: 211
ЗАДАЧА 5.
Определите соотношение фенотипов в потомстве от скрещивания двух гетерозиготных мух дрозофилы с чёрным телом при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
Найти: Соотношение фенотипов
Скрещиваем: Аа Х Аа
*ПОЛНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ.
ОТВЕТ:31
ЗАДАЧА 6.
Сколько разных фенотипов получится у потомства при скрещивании гетерозиготной самки дрозофилы с серой окраской тела и самца с черной окраской тела при полном доминировании? Ответ запишите в виде числа.
Найти: количество фенотипов (не соотношение, обращайте на это внимание)
Скрещиваем: Аа х аа
* Аа-серое тело, аа-черное тело. Скрещивание гетерозиготы (Аа) и рецессивной гомозиготы(аа) - анализирующее скрещивание.
То есть 2 варианта фенотипа.
ОТВЕТ:2.
ЗАДАЧА 7.
С родословными немного потяжелее:
1- Определяем, проявляемый признак доминантный или рецессивный
2- Анализируя потомство и родителей, определяем генотипы родителей
3-Решаем,применяя необходимый закон
Проявляемый признак - доминантный (АА или Аа)
*Родители под цифрой 1 -доминантные (А_), но у них есть ребенок без проявляемого признака (аа). Следовательно родители -Аа, т.к. ребенок принимает гамету (а) от обоих родителей.
Найти: вероятность рождения ребенка с признаком( А_)
Скрещиваем: Аа х Аа
При скрещивании двух гетерозигот потомство:
Вероятность появления ребенка с признаком 3/4, или 75%
ОТВЕТ: 75
ЗАДАЧА 8.
Исследуемый признак - рецессивный.
Родители доминантные (Аа или АА). т.к. у ребенка генотип (аа),то родители гетерозиготны.
Найти: вероятность рождения ребенка с признаком (аа)
Скрещиваем: Аа х Аа
При скрещивании двух гетерозигот потомство:
ОТВЕТ:25
ЗАДАЧА 9.
Исследуемый признак-рецессивный, т.к. у родителей без признака, родился ребенок с признаком.
Найти: вероятность рождения ребенка с признаком( аа)
Скрещиваем: Аа х аа (анализирующее скрещивание)
* у пары под номерами 1 и 2 разные генотипы, следовательно один супруг имеет доминантный генотип, другой рецессивный.
ОТВЕТ:50
ЗАДАЧА 10.
Исследуемый признак-доминантный.
Родители доминантные (Аа или АА). Но т.к. у родителей с признаком, появился рецессивный ребенок (аа), оба родители гетерозиготны (Аа).
Найти: вероятность рождения ребенка с признаком( А_)
Скрещиваем: Аа х Аа
ОТВЕТ:75
Благодарю за прочтение статьи.
Другие статьи можете найти по ссылке:
Харди-Вайнберг
Задания 3 линии:
Хромосомный набор
Экологические закономерности
Физиология организмов (сердечный цикл, ЖЕЛ)
тг:https://t.me/yourstudylab