Оружие, которое может радикально поменять ситуацию на поле боя, даже на короткий временной отрезок, западные эксперты называют "геймчейнджером", то есть, меняющим правила игры. На самом деле таких систем в истории войн было немного. Из последнего, что изменило кардинально манеру ведения войны можно назвать FPV-дроны, хотя многие военные аналитики на Западе да и у нас уверены, что их доминирование над полем боя ненадолго. В прошлом таким же "геймчейнджером" перекроившими правила воздушной войны стали зенитно-ракетные комплексы, из-за которых пришлось коренным образом перестраивать устав всей ударной да и истребительной авиации. Вьетнамская война, где ЗРК уничтожили огромное количество американских самолётов, включая целую дивизию Б-52, стала триумфом стационарных комплексов С-75, пошатнувших безусловное господство США в воздухе. Для самоходных комплексов таким конфликтом выступила арабо-израильская Война Судного дня, где превосходно подготовленным израильским лётчикам внезапно пришлось ощутить всю горечь большого количества внезапных и незапланированных потерь, едва не приведших к общему поражению. Здесь своё слово сказал знаменитый "Квадрат", экспортный вариант советской мобильной системы 2K12 "Куб".
Это один из немногих в мире ЗРК рассказ об истории создания которого займет гораздо меньше места, чем даже краткое перечисление случаев его боевого применения. Он начал сбивать лучшие самолёты своего времени с первого боя и до сих пор, в 60, не может остановиться. Последними достоверно известными трофеями этого бодрого ветерана стали американский ударно-разведывательный дрон MQ-9 Reaper и турецкий тяжелый БПЛА Bayraktar Akıncı. Случилось это в ноябре 2024-го и оба раза отличились курды из Syrian Democratic Forces (SDF). И если злосчастный "Жнец" попал под раздачу "дружественного огня", то турецкий аппарат стал полноценной целью, как и два более мелких дрона турецкой армии за сутки до этого. Старый "Куб" достался курдам случайно. После развала сопротивления правительственной армии Асада, курдские отряды буквально выкрали комплексы с баз хранения за считанные часы до того, как их начала утюжить израильская авиация. У израильтян к комплексу тоже имелось немало вопросов. Правда возникли они примерно за полвека до этого.
Уже через неделю после начала конфликта, вошедшего в историю как Война Судного дня (почти весь октябрь 1973 года) командующий ВВС Израиля генерал Биньямин Пелед доложил на закрытом заседании премьеру Голде Меир о том, что авиация имеет катастрофические потери по всем видам самолётов. Почти одновременно с такого же рода жалобой он обращался к тогдашнему госсекретарю США Генри Киссиджеру, и тот пролоббировал срочные поставки союзникам с Ближнего Востока дополнительной партии боевой авиации разных видов. Всего за неделю боев с сирийскими частями фронтовой ПВО была потеряна без малого половина действующей в районе Голанских высот израильской авиации. На том же собрании командующий ВВС назвал основные проблемы, с которым пришлось столкнуться "соколам" Хейль ха’Авир и главная из них состояла из трёх букв - "К", "У" и "Б". Только "Фантомов" в первые дни конфликта было потеряно столько, сколько США не теряли во Вьетнаме за несколько месяцев интенсивных боёв. 7 октября за одни сутки было потеряно 9 единиц Ф-4. Для этой легендарной машины тот день стал самым страшным за всю её богатую боевую биографию. "Кубы" трудились, что называется, не покладая рук, превратив первые семь дней войны в сущий ад не только для McDonnell Douglas F-4 Phantom II, но и для основных штурмовиков Douglas A4 Skyhawk.
Всего Израиль потерял более ста машин. Генерал Пелед потом утверждал, что специально сгущал краски, описывая драматизм ситуации, чтобы побудить политическое руководство Израиля к немедленным действиям. Но это была всего лишь неловкая попытка защитить честь мундира. По советским очень консервативным данным, из 124 ракет, свои цели в Войне Судного Дня нашли как минимум 67. Это не означало, что каждая из них сбила отдельный самолёт, но результативность по тем временам была невиданная. К счастью для израильтян, на Ближний Восток комплекс прибыл практически новым, и даже у СССР не было достаточно большого запаса ракет. Бросив все силы и неся невиданные потери, израильская авиация со спецназом "Квадраты" смогли нейтрализовать. Но это была настоящая "пиррова победа".
И если вы думаете, что арабо-израильские приключения "Куба"-"Квадрата" были самым ярким эпизодом его карьеры, то вы заблуждаетесь. На счёту этого упрямого "крепыша" практически все истребители, созданные в 20 веке, крылатые ракеты "Томагавк" и SCALP, десятки модных БПЛА и даже стратегический бомбардировщик Б-52. Об этом мы расскажем в продолжение данного материала. А оно скоро следует...
Подписывайтесь на наш ТГ-канал "Зеленый край". Лента там намного разнообразнее, есть много интересных видео и можно услышать аудиоверсии наших материалов. Спасибо!