Найти в Дзене
Дмитрий Афанасьев

Ещё одна тропа в Карелию

Летом 2024-го года мы поехали из Карелии в традиционную экспедицию на Шимозеро. Той же дорогой обратно возвращаться не интересно - решили вернуться другой. Лесозаготовители относительно недавно проложили лесовозную дорогу в обход Шимозера - прошлым летом на перекрёстке даже указатель стоял. Летом 2023-го года, глядя на новенький указатель "Пяжелка - Межозерье", я грустно подумал, "вот и закончилаь тема поиска тропы в Карелию". Тогда мы немножко протянули по этой дороге в сторону Межозерья и развернулись. Погода стояла пасмурная и мрачная. Второй моммент - новоделанные лесовозные дороги проходят по делянкам, причём в обход озёр и прочих живописных мест. В это лето погода стояла отличная, мы наплавались, мы находились - осталось только наездиться. Планы, точнее намерения, у меня были такие - объехать по новой дороге Шимозеро и как-то вырулить в район первой Васильевской и Яндозера. Оттуда была уже как бы знакомая дорога на Ошту. По пути меня интересовали места, где новая дорога пересекае
Оглавление

Летом 2024-го года мы поехали из Карелии в традиционную экспедицию на Шимозеро. Той же дорогой обратно возвращаться не интересно - решили вернуться другой. Лесозаготовители относительно недавно проложили лесовозную дорогу в обход Шимозера - прошлым летом на перекрёстке даже указатель стоял.

Год назад

Летом 2023-го года, глядя на новенький указатель "Пяжелка - Межозерье", я грустно подумал, "вот и закончилаь тема поиска тропы в Карелию".

Тогда мы немножко протянули по этой дороге в сторону Межозерья и развернулись. Погода стояла пасмурная и мрачная. Второй моммент - новоделанные лесовозные дороги проходят по делянкам, причём в обход озёр и прочих живописных мест.

Фотография 2023-го года. Ехать несколько десятков километров по такой дороге как-то не захотелось.
Фотография 2023-го года. Ехать несколько десятков километров по такой дороге как-то не захотелось.

В это лето погода стояла отличная, мы наплавались, мы находились - осталось только наездиться.

Планы, цели и реальность

Планы, точнее намерения, у меня были такие - объехать по новой дороге Шимозеро и как-то вырулить в район первой Васильевской и Яндозера. Оттуда была уже как бы знакомая дорога на Ошту.

По пути меня интересовали места, где новая дорога пересекает старые "реликтовые дороги", например, дорогу из Пелкасски на Пустынку (нежилые деревни).

Ещё одна цель - просто посмотреть и записать трек.

Первая часть нашего пути
Первая часть нашего пути

Как видно по снимку карты - новая дорога идёт там, где раньше не было никаких дорог! Только в одном месте она проходит по "реликтовой дороге", которая когда-то связывала Шимозеро с Верхним Кивозером, и дальше можно было добраться аж до Пяжелки. Признаков, что по реликтовой дороге как-то ездят с этой стороны, я не заметил, хотя со стороны Шимозера на неё есть отворотка, но судя по всему - она для идейных джиперов.

Погода шепчет
Погода шепчет

По карте было понятно, что с этой дороги нам надо где-то свернуть налево, чтобы выбраться в район первой Васильевской и Яндозера. Спутниковый снимок я не загрузил и дома маршрут не проработал.

У лесовозных дорог есть одна особенность - накатана не та, которая ведёт домой, а та по которой возят лес! Если ты едешь "по шерсти" - естественно,тебя вынесет из леса. А вот если ты едешь "против шерсти" - будешь утыкаться в тупиковые делянки.

Вторая часть трека - пока всё идёт по плану
Вторая часть трека - пока всё идёт по плану

По новой дороге мы переехали Вешкручей. Пересекли дорогу из Пелкасски (Ивановской) на Пустынку. К сожалению, опознать, где проходила эта дорога, не получилось. Слева по ходу была свежая делянка, а направо кажется - что-то уходило в лес, напоминающее дорогу, но без признаков движения по ней. Года через два делянка начнёт зарастать, и где конкретно проходила дорога, на местности опознать будет невозможно. Рельеф перепахали трактора.

Если верить карте, то до знакомой дороги в Пелкасску километра два. Можно прогуляться пешком. Но вот как-то одному не хочется.

Кочегар! В топку кривые брёвна - поворачивать будем!

Дорога в одну колею. Кюветы глубокие.
Дорога в одну колею. Кюветы глубокие.

Проехав виртуальный перекрёсток, я уже начал искать съезды в сторону Первой Васильевской. И нашёл!

По теку понятно, что развернулись и вернулись
По теку понятно, что развернулись и вернулись

Налево уходил хороший такой накатанный съезд. Поехали. Но! Съехав с магистральной лесовозной дороги мы начали двигаться "против шерсти". Накатанная дорога завернула вправо. Прямо тоже была дорожка, но вид у неё такой был, что штурман по ней ехать отказался!

На самом деле, дорога была нормальная, просто лес по ней вывозили где-то в 2015-м году! То есть, лет так девять назад! Практической пользы для местных рыбаков и неместных туристов она не представляла - поэтому выглядела заброшенной. Накатанная дорога привела в свежую небольшую глухую делянку.

Водитель не стал спорить со штурманом. Штурман и так стойко перенёс все тяготы и лишения экспедиции. Второй момент, если бы мы выскочили туда, куда я намеревался, то приключения на этом бы закончились.

Приключения

Дорога хорошая до тех пор, пока ты на ней один
Дорога хорошая до тех пор, пока ты на ней один

Как видно, дорога вполне хорошая.... до тех пор, пока ты на ней один.

Значит едем мы, время вечернее и вдруг нам навстречу колонна, состоящая из двух лесовозов и самосвала. Встреча произошла на участке, где дорога нам была под горку, а лесовозам, соответственно, на подъём. В общем, нам пришлось пятиться задним ходом метров двести до ближайшего уширения. Разошлись. Больше никакого транспорта не встретилось.

Можно конечно было остановиться, выйти из машины и как-то попытаться разъехаться. Но, во первых, если так поступить - значит, я не умею ездить задним ходом? Во-вторых, люди работают, а мы так - туристы. В третьих, по большому счёту дорогу эту не для нас построили.

В Межозерье мы не поехали. На ключевом перекрёстке стоял вагончик - нам подсказали короткую дорогу.

Наш трек целиком
Наш трек целиком

Да, на перекрёстке стоял указатель "технологическая дорога", то есть проехать-то по ней можно, только тебе на ней никто ни чем не обязан. Дороги может и не оказаться.

Ещё на треке виден незаметный "пупок" - это мы попробовали выехать на берег Онежского озера. Заехали в заболоченный дачный посёлок, с рыбацкими сараями на берегу.

Размышления о рельефе Вытегорского района

Спасибо в кавычках лесозаготовителям за то, что они местами вычистили лес, и рельеф местности просматривается визуально. Плюс дорожные строители прокопали по сути шурфы - видно из чего он сложен этот самый рельеф. Ещё карьеры есть.

Я не геолог. Но вот переезжая с горки на горку и глядя на то, что под колёсами, у меня возникло ощущение, что я это где-то уже видел! А видел я это в Якутии! И выглядит это всё как оттаявшая вечная (многолетняя) мерзлота!

В Якутии правда видел места с локальным оттаиванием мерзлоты - выглядят они как хаотичное нагромождение холмиков и ям. А тут всё то же самое, только в большем масштабе, очевидно из-за того, что растаял гораздо более толстый пласт мерзлотного грунта.

Глина вперемешку с камнями
Глина вперемешку с камнями

Где было больше льда - там впадины, где было больше грязи и камней - там горки. Как это всё сюда попало - не берусь судить. Теории озвучивать не буду. Вероятно, в процессе оттаивания этой самой вечной мерзлоты образовалось Шимозеро, которому некуда было стекать, но вода раньше нашла ходы под землёй, чем оно переполнилось и сформировалась речка.

Маловероятно, что мы когда-нибудь снова поедем этим маршрутом. Но, знать его как бы надо на всякий случай.

Ещё есть мечта прогуляться пешком по старым дорогам - расстояния небольшие. Но, места дикие. Медведя в этих краях мы видели живьём, а не только его следы...

Почему тропа в Карелию?