Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

Взгляд в прошлое: легендарная кинорежиссёр и фотограф Лени Рифеншталь — противоречивая фигура кинематографа XX века

Оглавление

В истории кинематографа есть имена, которые вызывают противоречивые чувства и оставляют после себя неизгладимый след. Одно из таких имён — Лени Рифеншталь, немецкая кинорежиссёр, фотограф, актриса и танцовщица, чья жизнь и творчество до сих пор вызывают бурные дискуссии.

Родившаяся в Берлине в 1902 году, Рифеншталь начала свою карьеру как танцовщица и актриса, но настоящую славу ей принесли фильмы «Триумф воли» и «Олимпия».

Смотреть Telegram: https://t.me/project2one/3427

Смотреть Telegram: https://t.me/project2one/3430

Эти картины, снятые в период господства национал-социализма в Германии, сформировали образ национал-социализма и создали Рифеншталь репутацию активной пропагандистки Третьего рейха.

Однако после 1945 года Рифеншталь не признавала своей моральной вины, утверждая, что всего лишь следовала указаниям продюсеров. Это утверждение вызвало множество споров и разногласий, которые не утихают до сих пор.

В нашей статье мы подробно рассмотрим жизнь и творчество Лени Рифеншталь, попытаемся разобраться в её мотивах и взглядах, а также оценим её вклад в кинематограф XX века.

«Триумф воли» Лени Рифеншталь

Детство и юность: путь к искусству танца

Берта Хелена Амалия Рифеншталь родилась 22 августа 1902 года в рабочем районе Веддинг, который находится в Берлине. Через два с половиной года после её рождения в семье появился ещё один ребёнок — мальчик по имени Хайнц (1906—1944).

Отец Лени, Альфред Теодор Пауль Рифеншталь (1878—1944), со временем стал владельцем фирмы, занимавшейся установкой систем отопления и вентиляции. Его родители были родом из Бранденбургской марки.

Мать Лени Рифеншталь, Берта Ида, урождённая Шерлах (1880—1965), родилась в Влоцлавеке, который тогда был частью Российской империи. Её отец, Карл Людвиг Шерлах, работал плотником, а позже семья переехала в Берлин.

Детство и юность Лени прошли в достатке, но отношения с отцом были сложными. Он был требовательным и не терпел возражений. Дочь страдала от его холодности и безуспешно пыталась найти с ним общий язык. Вскоре отец понял, что Лени унаследовала его упрямство и готова отстаивать свои интересы. Мать часто оказывалась между двух огней.

В 1908 году Лени пошла в начальную школу в Нойкёльне. Затем она посещала Кольморгенский лицей, частную школу для девочек в Тиргартене. Родители развивали у дочери художественные способности. В течение пяти лет Лени дважды в неделю занималась частным образом игрой на фортепиано, но делала это без особого энтузиазма. Ей больше нравились поэзия и живопись, но настоящую страсть она испытывала к танцу.

В двенадцать лет ей разрешили вступить в клуб спортивного плавания «Русалка», где она участвовала в соревнованиях и получала награды. Она также была членом гимнастического союза, училась кататься на роликах и коньках.

В 1918 году Рифеншталь окончила Кольморгенский лицей и получила аттестат об окончании средней школы. С разрешения матери, но без согласия отца, она начала брать уроки танцев у Хелены Гримм-Райтер. После первого публичного выступления между отцом и дочерью произошла ссора. Чтобы избежать отправки в интернат, Лени пришлось пойти на курсы рисования при Государственном художественном училище в Берлине.

Летом 1919 года отец отправил её в интернат для девочек в Тале. Там она тайно занималась танцами, играла в театральных постановках и посещала представления местного театра. Весной 1920 года Рифеншталь вернулась в Берлин и устроилась секретаршей на фирму своего отца. Она училась машинописи, стенографии и бухгалтерскому учёту, но получила разрешение отца посещать уроки танцев.

С 1921 по 1923 год Рифеншталь обучалась классическому балету под руководством Евгении Эдуардовой, бывшей петербургской балерины, и дополнительно изучала характерный танец в школе Ютты Кламт. Летом 1923 года она отправилась в Дрезден, чтобы брать уроки современного танца у Мэри Вигман. В августе 1923 года она покинула родительский дом и сняла небольшую квартиру на Фазаненштрассе, которую оплачивал отец.

На отдыхе в Варнемюнде она познакомилась с молодым австрийским банкиром Гарри Зокалем, который стал её любовником и покровителем. В своих мемуарах Рифеншталь подчёркивала, что их отношения были платоническими. Осенью 1923 года она познакомилась с теннисистом Отто Фройцхаймом и влюбилась в него. Её первое сольное выступление состоялось 23 октября 1923 года в небольшом зале Тонхалле в Мюнхене. Критики отметили её талант, но отметили, что ей нужно ещё много учиться.

Затем последовали сольные выступления в Зале Блютнера, в Камерном театре и Немецком театре в Берлине, в Кёльне, Инсбруке и Праге. Но её карьера танцовщицы закончилась. И дело было не в травме колена, как она писала в своих мемуарах. Фред Хильдебрандт, редактор отдела культуры газеты «Berliner Tageblatt» и эксперт в области современного танца, написал в своей статье, что для успешной карьеры танцовщицы ей не хватало главного — умения выражать чувства.

1920-е годы киноиндустрия: путь киноактрисы

В июне 1924 года в кинотеатре на Ноллендорфплац в Берлине Лени Рифеншталь увидела фильм «Гора судьбы» режиссёра Арнольда Фанка. Этот фильм произвёл на неё огромное впечатление, и она захотела познакомиться с актёром, который сыграл главную роль, Луисом Тренкером. Вместе с Гарри Зокалем, которого она позже в своих воспоминаниях заменила на брата, она отправилась в Доломитовые Альпы.

В результате Арнольд Фанк написал для неё сценарий фильма «Священная гора». Ради Лени Зокаль оставил карьеру банкира и купил производственную компанию Фанка, чтобы спасти её от банкротства. Он должен был стать продюсером «Священной горы», но в итоге покинул проект и разорвал помолвку с Рифеншталь, так как она начала встречаться как с Тренкером, так и с Фанком.

Чтобы соответствовать требованиям Фанка к актёрам в «горных фильмах», Рифеншталь быстро освоила горные лыжи и скалолазание. Съёмки фильма начались в январе 1925 года в Доломитовых Альпах и продолжались с перерывами до апреля 1926 года. Премьера «Священной горы» состоялась 17 декабря 1926 года в Берлине.

Затем последовали главные роли в фильмах «Большой прыжок» (1927), «Белый ад Пиц-Палю» (1929), «Бури над Монбланом» (1930) и «Белое безумие» (1931). Все эти фильмы были поставлены Арнольдом Фанком при участии Гарри Зокаля в качестве сопродюсера.

О влиянии Фанка Рифеншталь рассказывала:

«Он был мастером монтажа фильмов, и я, конечно, неосознанно кое-чему у него научилась. Я хочу заметить, что влияние доктора Фанка на мои фильмы было очень большим. Это прежде всего касается видения — он был хорошим фотографом, пришёл из фотографии. И как-то передал это своим кинооператорам».

В 1927 году на съёмках фильма «Большой прыжок» Рифеншталь сблизилась с Хансом Шнеебергером, кинооператором и исполнителем главной роли. В Вильмерсдорфе она сняла трёхкомнатную квартиру, в которой прожила с ним два года. Впоследствии она назвала Шнеебергера самой большой любовью в своей жизни.

В это время Рифеншталь также познакомилась с режиссёрами Георгом Вильгельмом Пабстом, Абелем Гансом, Вальтером Руттманом и писателем Эрихом Марией Ремарком. Гарри Зокаль вспоминал о ней:

«Всякий раз, когда на горизонте появлялась интересная личность, будь то художник, великий спортсмен, великий теннисист или великий лыжник, актёр или известный политик, как Гитлер, — неважно кто, я всегда слышал эту фразу: «Мне нужно познакомиться с этим человеком». И у неё это всегда получалось».

В 1928 году Рифеншталь посетила зимние Олимпийские игры в швейцарском Санкт-Морице. В том же году она опубликовала свою первую статью в Film-Kurier о фильме Фанка «Белый стадион». С тех пор она регулярно писала репортажи о съёмках фильмов со своим участием. В 1928 году она также снялась в фильме Рудольфа Раффе «Судьба Габсбургов».

Съёмки фильма «Белый ад Пиц Палю» в Энгадине вели Арнольд Фанк и Георг Вильгельм Пабст, под руководством которого Рифеншталь удалось доказать, что она действительно умеет играть. Фильм пользовался большим успехом в Германии и за рубежом.

1930-е годы киноиндустрия: режиссерский дебют

В 1931 году Лени Рифеншталь основала свою кинокомпанию L. R. Studio Film, но для создания фильма «Голубой свет» ей не хватало 50 000 марок.

Юлиус Зокаль, который всё ещё был влюблён в неё, выделил 100 000 марок на проект, взяв на себя расходы на постпродакшн и прокат фильма. Это был её первый режиссёрский опыт и последний фильм, в котором Зокаль участвовал как продюсер.

В своих мемуарах Рифеншталь писала:

«В „Голубом свете“ я, словно предчувствуя, рассказала свою последующую судьбу: Юнта, странная девушка, живущая в горах в мире грёз, преследуемая и отверженная, погибает, потому что рушатся её идеалы — в фильме их символизируют сверкающие кристаллы горного хрусталя».

До начала лета 1932 года я тоже жила в мире грёз...

Для себя Рифеншталь придумала главную роль девушки, к которой из-за её загадочности с недоверием относились жители горной деревни. Сценарий написали Карл Майер и Бела Балаж, который также был режиссёром сцен с её участием.

Объясняя, почему она решила заняться режиссурой, Рифеншталь сказала, что давно хотела сыграть роль, совсем не похожую на те, которые она играла у Фанка, когда женщина всегда находилась на заднем плане, а горы были главным компонентом. Однако у Фанка она позаимствовала не только формальные элементы, но и сюжет его «горных фильмов».

Рифеншталь работала также с исполнителями и операторами Фанка, а сам Фанк сидел с ней в монтажной. В фильме «Голубой свет» горы стали одновременно декором и элементом действия, но не таким определяющим, как у Фанка. Спорт, приключения и комедийность его фильмов были вытеснены у Рифеншталь мистикой и миром волшебства.

Премьера фильма состоялась 23 марта 1932 года в Берлине. Тогда он был заявлен как «совместная работа Лени Рифеншталь, Белы Балажа и Ханса Шнеебергера». На биеннале в Венеции «Голубой свет» получил серебряную медаль.

Несмотря на сдержанные отзывы критиков, фильм пользовался большим успехом как в Германии, так и за рубежом. Бела Балаж, который в это время уже работал в Москве, как один из авторов сценария и сорежиссёр, попросил Рифеншталь наконец заплатить ему гонорар. Тогда она обратилась к гауляйтеру Франконии, антисемиту Юлиусу Штрайхеру: «Настоящим уполномочиваю гауляйтера Юлиуса Штрайхера из Нюрнберга, издателя „Штурмовика“, представлять мои интересы по вопросам претензий ко мне еврея Белы Балажа». Эта доверенность от 11 декабря 1933 года хранится в Федеральном архиве Германии. В 1933 году имена Зокаля и Балажа исчезли из титров фильма.

Веймарская республика и Национал-социализм: пик режиссёрской карьеры

В конце февраля 1932 года в Берлине, во Дворце спорта, Лени Рифеншталь впервые услышала речь Гитлера, которая стала поворотным моментом в её жизни. В своих воспоминаниях она описала свои чувства в тот момент:

«Мне показалось, что земля разверзлась подо мной, словно расколовшись надвое, и из неё вырвался мощный поток, который достиг небес и сотряс землю».

В мае 1932 года Лени написала письмо Гитлеру с просьбой о встрече. Их знакомство состоялось в конце мая в Хорумерзиле, недалеко от Вильгельмсхафена. Во время прогулки по пляжу они обсуждали фильмы и планы Рифеншталь. После этого она отправилась в Гренландию вместе с пилотом Эрнстом Удетом для съёмок фильма «SOS — айсберг» (1933).

Хелена Берта Амалия Рифеншталь — знаменитый режиссёр, актриса и фотограф, родившаяся 22 августа 1902 года в Берлине, тогдашней столице Германской империи.

8 сентября 2003 года, в возрасте 101 года, Хелена Берта Амалия Рифеншталь покинула этот мир в Пёккинге, Бавария, Германия. Её талант и неутомимая работа позволили ей достичь невероятных высот в киноискусстве. Среди множества наград, которыми она была удостоена, особо выделяется Кубок Муссолини, вручённый ей в 1938 году.
Хелена Берта Амалия Рифеншталь — знаменитый режиссёр, актриса и фотограф, родившаяся 22 августа 1902 года в Берлине, тогдашней столице Германской империи. 8 сентября 2003 года, в возрасте 101 года, Хелена Берта Амалия Рифеншталь покинула этот мир в Пёккинге, Бавария, Германия. Её талант и неутомимая работа позволили ей достичь невероятных высот в киноискусстве. Среди множества наград, которыми она была удостоена, особо выделяется Кубок Муссолини, вручённый ей в 1938 году.

В сентябре 1932 года Рифеншталь вернулась в Германию. Веймарская республика уже была в состоянии кризиса. Лени сразу же связалась с Гитлером и поделилась с ним своими впечатлениями от поездки в Гренландию. В это же время она познакомилась с Геббельсом и Герингом, всё чаще посещала официальные мероприятия, организованные НСДАП, и всё больше отдалялась от своего покровителя и мецената Гарри Зокаля. После 1945 года Рифеншталь описывала эти встречи как случайные.

Приход к власти национал-социалистов 30 января 1933 года застал её в Давосе, где она проводила отпуск в компании Вальтера Прагера, своего нового возлюбленного.

В мае 1933 года Лени Рифеншталь вернулась в Германию. В то время пост министра пропаганды занимал Йозеф Геббельс, который предложил ей снять фильм о пятом съезде НСДАП в Нюрнберге. Он назвал это событие «съездом победы».

1937 год: Рифеншталь и Геббельс.
1937 год: Рифеншталь и Геббельс.
17 мая Геббельс записал в своём дневнике: «После обеда. Лени Рифеншталь. Она рассказывает мне о своих планах. Я предлагаю ей снять фильм о Гитлере. Она в восторге от этого».

В конце мая Рифеншталь встретилась с Гитлером и Геббельсом на пикнике в Хайлигендамме. «Единственная из всех звёзд, кто нас понимает», — написал о ней Геббельс.

Рифеншталь и Гитлер в 1934 году.
Рифеншталь и Гитлер в 1934 году.

После 1945 года Рифеншталь утверждала, что между ней и министром пропаганды возникла и сохранялась глубокая взаимная антипатия.

Для съёмок фильма о съезде, который проходил с 30 августа по 3 сентября 1933 года, она работала с известными операторами Зеппом Альгайером, Францем Ваймайром и Вальтером Френцем, а также сама занималась монтажом. Расходы на съёмки взяло на себя министерство пропаганды.

Премьера фильма «Победа веры» состоялась 1 декабря 1933 года. Однако после уничтожения верхушки СА в «ночь длинных ножей» фильм исчез с экранов, так как в нём наряду с Гитлером большое место было отведено начальнику штаба штурмовых отрядов Эрнсту Рёму.

Фильм «Победа веры» стал для Рифеншталь своеобразным экспериментом. Снятый материал носил характер репортажа, содержал много случайного и несистематизированного материала и оказался недостаточно зрелой презентацией НСДАП как политической партии, продемонстрировав в то же время неопытность Рифеншталь в качестве режиссёра-документалиста.

В апреле 1934 года Адольф Гитлер поручил Лени Рифеншталь снять ещё один фильм о съезде НСДАП — «Съезд единства и силы». Для этого она основала производственную компанию «Reichsparteitagfilm GmbH». Как и «Победа веры», этот фильм финансировался НСДАП.

Перед съёмками и после съезда режиссёром фильма был назначен Вальтер Руттман, а Рифеншталь отвечала за основную часть работы. В прологе фильма планировалось показать все ключевые моменты в истории партии.

Долгое время оставалось загадкой, почему отснятый Руттманом материал, на который было потрачено 100 тысяч рейхсмарок, то есть треть бюджета, не был использован в фильме. После 1945 года Рифеншталь отвечала на этот вопрос кратко: материал не соответствовал концепции фильма и не имел отношения к съезду.

По мнению историков, только Рифеншталь и Гитлер были заинтересованы в том, чтобы пролог Руттмана не попал в фильм. Гитлер, который должен был стать центральной фигурой фильма, не хотел акцентировать внимание на периоде борьбы, в котором важную роль играли штурмовые отряды.

На фильме «Победа веры» Рифеншталь была официально назначена художественным руководителем, а на «Триумфе воли» НСДАП поручила ей «художественное и организационное руководство». В её распоряжении была группа из 170 помощников, 35 операторов и 30 камер, которые закреплялись на флагштоках, поднимались на дирижаблях и позволяли снимать все мероприятия съезда с разных точек. Было отснято несколько сотен часов материала.

Фильм создавался за монтажным столом. На монтаж ушло семь месяцев. В результате хронометраж фильма составил 114 минут. Музыку к фильму написал композитор Герберт Виндт, который и в дальнейшем сотрудничал с Рифеншталь.

Премьера «Триумфа воли» состоялась 28 марта 1935 года в кинотеатре УФА-Паласт ам Цоо в Берлине в присутствии Адольфа Гитлера.

Триумф воли – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Денис Седых

О «Триумфе воли» Рифеншталь говорила, что хотела создать художественный фильм, а не хроникальный репортаж. Он не отражает ни героический стиль, ни внутренний ритм реального события. Их должен ощутить, подчинить своему движению и передать художественный фильм. Внутреннее понимание задачи само по себе выдвигает такое понятие, как художественное решение.

Эти слова были для Рифеншталь программой монтажа фильма. В нём она создала кинематографическую симфонию движения, в которой вездесущий Гитлер был главным исполнителем, даже если его не было на месте событий. Ритм и движение использовались как художественные принципы организации киноматериала, чтобы вызвать у зрителя эмоциональную реакцию и ощущение личного присутствия на партийном съезде.

Лени Рифеншталь и Генрих Гиммлер на съёмочной площадке «Триумфа воли» в Нюрнберге в 1934 году.
Лени Рифеншталь и Генрих Гиммлер на съёмочной площадке «Триумфа воли» в Нюрнберге в 1934 году.

Впоследствии Рифеншталь всегда подчёркивала документальный характер фильма, то есть объективное изображение реального события. Однако её работа с документальным материалом привела к драматизации партийного съезда, который изначально был подготовлен и инсценирован для киносъёмок.

«Триумф воли» полностью отражал мировоззрение национал-социалистов, поэтому партийное руководство провозгласило его образцовым примером успешной пропаганды и официально утвердило в качестве пропагандистского фильма.

В период с 1934 по 1935 годы Лени Рифеншталь была удостоена ряда престижных наград: государственной премии, награды за лучший документальный фильм на Международном кинофестивале в Венеции в 1935 году и золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

После выхода фильма Рифеншталь опубликовала книгу «За кулисами фильма о съезде национал-социалистической партии».

Однако в «Триумфе воли» не было полного отражения вермахта, который впервые принял участие в съезде НСДАП после смерти Пауля фон Гинденбурга в 1934 году. Поэтому следующим проектом Рифеншталь стал 26-минутный короткометражный фильм «День свободы! — Наш вермахт», который был снят на очередном съезде НСДАП в сентябре 1935 года.

Фильм начинался с лирического вступления, изображавшего ночную стражу и рассвет в палаточном городке. Игра теней и съёмки против солнечного света создавали особую атмосферу. Затем следовали командно-штабные учения вермахта под командованием Гитлера. Однако изобразительные средства были стереотипными, а композиция — неубедительной.

Премьера фильма состоялась 30 декабря 1935 года.

В своих поздних работах Рифеншталь называла пропагандистские фильмы, созданные в нацистской Германии, документальными. Она утверждала, что всегда была аполитичным художником и не осознавала всей жестокости режима.

В своих мемуарах она процитировала письмо, написанное ей в 1948 году журналисту Манфреду Георге, который был вынужден бежать в Америку:

«Я никогда не отрицала, что находилась под влиянием личности Гитлера. Но то, что я слишком поздно распознала в нём демоническое, несомненно является моей виной или моим ослеплением».

Летом 1935 года Гитлер поручил Рифеншталь снять фильм о Летних Олимпийских играх в Берлине 1936 года. Задолго до её официального назначения, 17 августа, Геббельс записал в своём дневнике: «Фрейлейн Рифеншталь рассказывает о планах фильма об Олимпийских играх. Она — умный экземпляр!»

9 декабря 1935 года была основана компания «Olympia-Film GmbH», владельцами которой стали Рифеншталь и её брат Хайнц. На следующий день Геббельс официально объявил, что министерство пропаганды заказало Рифеншталь фильм об Олимпийских играх в Берлине. На проект, включая различные версии для синхронного показа, а также дополнительные короткометражные фильмы, государство выделило 2,8 миллиона рейхсмарок. Из них гонорар Рифеншталь, которая получила полную свободу действий, составил 400 000 рейхсмарок.

В июне 1936 года в Греции начались съёмки пролога к фильму «Олимпия». Режиссёр и оператор Вилли Цильке, с которым был заключён контракт, взял на себя ответственность за эту часть.

Для создания фильма Лени Рифеншталь пригласила опытных кинооператоров, таких как Ханс Эртль, Вальтер Френц и Гуцци Ланчнер. Они разработали и применили множество новых технических решений и изобретений, включая камеру для подводной съёмки и рельсовый операторский кран.

Съёмочная группа насчитывала 170 человек. Монтаж фильма начался сразу после завершения Олимпийских игр и занял почти два года.

Лени Рифеншталь и её оператор Вальтер Френц на площадке фильма «Олимпия» в Берлине в 1936 году.
Лени Рифеншталь и её оператор Вальтер Френц на площадке фильма «Олимпия» в Берлине в 1936 году.

Тем временем на Куршской косе Вилли Цильке продолжал съёмки пролога самостоятельно. В январе 1937 года он завершил свою работу, которую Рифеншталь решила полностью перемонтировать.

Однако у Цильке произошёл нервный срыв, и он был госпитализирован в психиатрическую больницу. Там ему поставили ошибочный диагноз шизофрении.

Рифеншталь забрала из его мюнхенской квартиры все негативы и отпечатки фотографий, сделанных в Греции и на Куршской косе. Впоследствии она продавала эти фотографии как свои собственные работы.

Только в первой части первого тиража книги «Красота олимпийской борьбы», вышедшей в 1937 году, Цильке был указан в качестве автора фотографий. Его имя также исчезло из титров фильма. В больнице он подвергся принудительной стерилизации.

В своих мемуарах Рифеншталь описывала, как заботилась о талантливом, но нестабильном коллеге, хотя Цильке считал себя её жертвой.

Премьера фильма «Олимпия» (первая часть — «Праздник народов», вторая часть — «Праздник красоты») состоялась 20 апреля 1938 года в берлинском кинотеатре УФА-Паласт ам Цоо, в день рождения Гитлера.

1 мая 1938 года Рифеншталь получила за фильм государственную премию. 10 мая 1938 года в Цюрихе состоялся первый зарубежный показ фильма.

31 августа 1938 года «Олимпия» получила приз за лучший фильм на Международном кинофестивале в Венеции.

Поклонники творчества Лени Рифеншталь, которые ценят её работы с точки зрения формальной эстетики, до сих пор восхищаются успехом её фильма «Олимпия». Они считают, что это результат блестящей операторской работы и тонкого понимания материала.

В обеих частях фильма раскрываются темы соперничества, красоты и гармонии. Эстетика фильма перекликается с эстетикой фильмов о партийных съездах.

Патетический голос диктора, героизация спортсменов, общий пафос и монументальная символика — всё это работает на создание образа Германии, который национал-социалистические лидеры хотели представить мировой общественности во время Олимпийских игр.

Немецкий киновед Петер Новотны писал:

«Происхождение, образование, представления об искусстве и ранний успех Рифеншталь способствовали тому, что она продолжала творить и во время фашизма. Она яркий пример того, как художник, веря в то, что благодаря документальному изображению может сохранить свободу искусства, объективно сотрудничал с национал-социалистическим государством».

Рифеншталь не могла не обратить внимание на выдающиеся успехи американских спортсменов, таких как Джесси Оуэнс и Форрест Таунс. Она надеялась, что «Олимпия» будет иметь успех в Соединённых Штатах. И действительно, кинокомпания Metro-Goldwyn-Mayer пригласила её в США. 4 ноября 1938 года она приехала в Нью-Йорк с фильмом.

Однако вскоре из Германии пришло известие о еврейских погромах во время так называемой «Хрустальной ночи» с 9 на 10 ноября 1938 года. Американская общественность немедленно отреагировала: «Нью-Йоркская антифашистская лига», мэр Нью-Йорка Фьорелло Ла Гуардия и Motion Picture Artists Committee (Комитет кинодеятелей) призвали к бойкоту как «Олимпии», так и самой Рифеншталь.

24 ноября 1938 года она приехала в Голливуд, где встретилась с режиссёрами Кингом Видором и Уолтом Диснеем. Однако эти встречи не принесли результатов, и в январе 1939 года Рифеншталь вернулась в Германию. В Британии, как и в Соединённых Штатах, отказались от показа «Олимпии».

В ноябре 1957 года в ограниченный повторный прокат в Бремене и Гамбурге вышла новая версия фильма, подготовленная Рифеншталь. Вторая часть «Олимпии» (первоначально называвшаяся «Праздник красоты») была переименована в «Богов стадиона». Однако проект не имел успеха. В 1967 году Рифеншталь создала англоязычную версию фильма, предназначенную для показа по «13-му каналу» в преддверии Олимпийских игр в Мехико.

Олимпия – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Денис Седых

В марте 1939 года Вальтер Траут, занимавший должность директора производства, и Вилли Шелькес, ближайший помощник Альберта Шпеера, обсудили проект строительства киностудии, которая была бы специально адаптирована для нужд Лени Рифеншталь.

Планировалось, что новая студия займёт площадь в 22 500 квадратных метров и будет включать в себя павильоны, монтажные и проекционные залы, студию звукозаписи, копировальную фабрику и другие необходимые помещения.

Для размещения киностудии был выбран участок земли на Аргентинише аллее в Далеме. Расходы на строительство должны были полностью покрываться из партийной кассы.

Планирование строительства продолжалось до августа 1942 года.

С начала 1939 года Лени Рифеншталь работала над экранизацией трагедии Генриха фон Клейста «Пентесилея», где она хотела сыграть роль королевы амазонок. Съёмки должны были проходить в Ливийской пустыне, но начало Второй мировой войны 1 сентября 1939 года помешало этим планам.

По приказу Гитлера была сформирована «Специальная киногруппа Рифеншталь» для освещения военных действий в Польше. В состав группы вошли Лени Рифеншталь, Вальтер Траут, кинооператоры Зепп Альгайер, Густав и Отто Ланчнеры, звукорежиссёр Герман Шторр и четыре техника. Все они были одеты в самодельную форму, имели при себе противогазы и карманные пистолеты.

Лени Рифеншталь в Польше в сентябре 1939 года.
Лени Рифеншталь в Польше в сентябре 1939 года.

Группа была оснащена двумя шестиместными седанами Mercedes, мотоциклом BMW с коляской, тонвагеном и топливными картами на 700 литров бензина.

10 сентября 1939 года группа отправилась на передовую, куда должен был прибыть Адольф Гитлер.

Несколько фотографий подтверждают, что 12 сентября 1939 года Лени Рифеншталь и её съёмочная группа стали свидетелями военного преступления — массового убийства евреев солдатами вермахта в небольшом польском городке Коньске. На одном из снимков, сделанных солдатом, есть подпись: «Лени Рифеншталь теряет сознание при виде мёртвых евреев».

После 1945 года Лени Рифеншталь утверждала, что она и её сотрудники не были свидетелями этих событий.

В начале октября 1939 года Лени Рифеншталь стала свидетелем триумфального марша войск вермахта по улицам Варшавы. Это событие произошло вскоре после того, как 14 июня 1940 года немецкие войска вошли в Париж. В тот же день она отправила телеграмму Гитлеру, в которой выразила свою радость и благодарность за победу.

Рифеншталь была убеждена, что с захватом французской столицы война скоро закончится, и хотела поделиться своей радостью и облегчением. Позже она рассказала об этом в своих воспоминаниях.

В начале 1940 года Рифеншталь приступила к экранизации оперы «Долина» Эжена Д’Альбера. В основе сюжета — конфликт между крестьянами и землевладельцем из долины, который в фильме должен был стать олицетворением «мирового еврейства».

Главным оператором фильма должен был стать Вилли Цильке, но он отказался от работы из-за проблем со здоровьем. Съёмки начались в августе 1940 года в Баварских Альпах, а не в Пиренеях, где происходит действие оперы.

В качестве актёров массовки были задействованы 120 заключённых цыган. Большинство из них погибли в концлагере Освенцим. После войны это стало причиной судебных процессов против Рифеншталь. Её обвинили в том, что она лично выбирала актёров в лагерях, не платила им за работу и знала о предстоящей депортации в Освенцим.

Документальный фильм Нины Гладиц «Время молчания и тьмы» (1982) был запрещён в Германии из-за того, что один из выживших актёров не смог документально подтвердить свои обвинения. Гладиц посвятила 30 лет жизни изучению тёмных страниц биографии Рифеншталь и опубликовала её биографию в 2020 году.

В фильме «Долина» Лени Рифеншталь не только выступила в роли режиссёра, но и исполнила главную роль танцовщицы фламенко, которая стала жертвой сексуального насилия со стороны землевладельца.

По личному указанию Гитлера проект финансировался из партийной казны. Бюджет составил около семи миллионов рейхсмарок.

В ноябре 1943 года по инициативе Альберта Шпеера Рифеншталь переехала из Берлина в тирольский Кицбюэль, где продолжила работу над фильмом. Она также перевезла туда значительную часть отснятого материала.

Последние съёмки прошли в сентябре 1944 года на киностудии Баррандов в Праге. Вилли Цильке завершил работу над фильмом и смонтировал его. Работа над проектом продолжалась вплоть до окончания войны.

21 марта 1944 года в Кицбюэле состоялась свадьба Лени Рифеншталь и Петера Якоба, с которым она познакомилась на съёмках «Долины» в 1940 году. Петер был альпийским стрелком и во время отпуска снимался в качестве дублёра Бернхарда Минетти.

30 марта 1944 года Лени Рифеншталь в последний раз встретилась с Адольфом Гитлером в его резиденции Бергхоф. В середине июля умер её отец, а 20 июля 1944 года погиб брат Хайнц, который был отправлен на Восточный фронт.

В феврале 1945 года в Кицбюэль приехала мать Лени.

Послевоенные годы: карьера фотографа

В апреле 1945 года Лени Рифеншталь была задержана американскими военными. После череды допросов она была освобождена 3 июня 1945 года и вернулась в Кицбюэль, где продолжила работу над фильмом «Долина».

Однако спустя месяц после её освобождения провинция Северный Тироль оказалась под контролем Франции. Рифеншталь снова была арестована и заключена в женскую тюрьму в Инсбруке. Начались новые допросы, и некоторое время она находилась под домашним арестом. Этот период она позже описала как время «произвола», «издевательств» и «душевных мучений».

Французская военная администрация отправила её в Кёнигсфельд под Виллингеном, а её имущество, счета и материалы «Долины» были конфискованы.

В начале лета 1947 года Рифеншталь развелась с Петером Якобом. В июне того же года, после нервного срыва, она оказалась в психиатрической клинике во Фрайбурге.

1 декабря 1948 года в Виллингене состоялся процесс денацификации. В том же году ей был выдан почётный диплом за фильм «Олимпия».

1 мая 1949 года в мюнхенском журнале «Revue» была опубликована статья, в которой Рифеншталь критиковали за использование цыган из лагеря Максглан в фильме «Долина».

6 июля 1949 года состоялся повторный процесс денацификации, на котором Рифеншталь была оправдана.

23 ноября 1949 года состоялся процесс против Гельмута Киндлера, издателя журнала «Revue», который опубликовал статью о фильме «Долина». Рифеншталь выиграла дело.

В начале 1950 года в ходе третьего процесса денацификации Рифеншталь была признана «сочувствующей нацистам». Вместе с матерью она переехала в Мюнхен.

21 ноября 1951 года в Риме состоялась премьера новой версии фильма «Голубой свет».

В Штутгарте 11 февраля 1954 года состоялась премьера фильма «Долина», из которого были вырезаны многие сцены с участием цыган. Критики встретили фильм с одобрением, но он не стал популярным.

Лени Рифеншталь не смогла реализовать свои новые проекты в Италии и Испании из-за их высокой стоимости и недостатка финансирования. Кроме того, у неё не было команды, на которую она могла бы положиться. Это привело к тому, что она прекратила работу в кино и занялась фотографией.

В апреле 1956 года, в возрасте 53 лет, она впервые отправилась в Африку. Её впечатления от путешествия были запечатлены на фотографиях, которые были опубликованы в ведущих журналах: «Stern», «The Sunday Times», «Paris Match», «L’Europeo», «Newsweek» и «The Sun».

С 1962 по 1977 год она несколько раз пересекала Нубийскую пустыню с фотоаппаратом, фотографируя жизнь нубийских племён. В 1973 году был опубликован фотоальбом «Нуба — люди, будто пришедшие с другой звезды», а в 1976 году — «Нуба из племени Кау».

Для Рифеншталь нуба были идеалом. Она видела в них «библейские образы из первобытных времён». Некоторые критики увидели в её фотографиях проявление «фашистской эстетики». В своей статье «Магический фашизм» Сьюзен Зонтаг писала:

"Хотя нуба не являются арийцами, их портрет, созданный Лени Рифеншталь, возрождает некоторые основные темы нацистской идеологии: противопоставление чистого и нечистого, неподкупного и продажного, физического и духовного, светлого и тёмного"

В 1974 году, в возрасте 71 года, на Мальдивах Рифеншталь впервые погрузилась в Индийский океан с аквалангом и камерой для подводной съёмки. За последующие три десятилетия своей жизни она совершила более двух тысяч погружений.

Начался новый этап в творчестве Рифеншталь-фотографа — съёмки подводного мира. Результатом её работы стали фотоальбомы «Коралловые сады» и «Чудо под водой», а также документальный фильм «Коралловый рай» (другое название — «Подводные впечатления»).

В августе 1987 года Рифеншталь опубликовала свои мемуары, которые были изданы в 13 странах и стали бестселлером в Америке и Японии. В своей рецензии на них Маргарета Митчерлих написала о Рифеншталь: «Ей до сих пор удалось оставаться в неведении о том, о чём она не хотела знать».

В 1993 году вышел фильм «Сила образов», посвященный Лени Рифеншталь. Режиссёр Рэй Мюллер взял у неё большое интервью.

В октябре 1995 года на Международном фестивале документальных фильмов в Лейпциге состоялась ретроспектива её фильмов.

3 декабря 1998 года в киномузее в Потсдаме открылась выставка, посвящённая Рифеншталь.

В феврале 2000 года она отправилась в Судан, где Рэй Мюллер снимал её для документального фильма «Лени Рифеншталь — мечта об Африке» (2003).

На обратном пути в Хартум, недалеко от Эль-Обейды, вертолёт потерпел крушение. Рифеншталь выжила, но получила серьёзные ранения.

В 2001 году президент МОК Хуан Антонио Самаранч в швейцарской Лозанне вручил ей Золотую медаль Международного олимпийского комитета. Хотя медаль была присуждена ей ещё в 1948 году, получить её она не могла долгое время.

В конце июня 2001 года по приглашению организаторов фестиваля неигрового кино «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге Рифеншталь впервые посетила Россию. Из-за многочисленных протестов и опасений провокаций со стороны местных фашистов «Триумф воли» был показан при закрытых дверях, а демонстрацию «Олимпии» отменили.

22 августа 2002 года в отеле «Kaiserin Elisabeth» в Фельдафинге Лени Рифеншталь отпраздновала свой столетний юбилей в кругу друзей и поклонников.

8 сентября 2003 года, через две недели после своего 101-го дня рождения, Лени Рифеншталь скончалась в 22 часа 50 минут на своей вилле на Готенштрассе 13 в Пёккинге на Штарнбергском озере.

12 сентября 2003 года в Мюнхене прошла панихида и кремация, а 10 октября того же года урна с прахом Рифеншталь была захоронена на мюнхенском кладбище Вальдфридхоф.

Место упокоения Лени Рифеншталь на кладбище Вальдфридхоф в Мюнхене.
Место упокоения Лени Рифеншталь на кладбище Вальдфридхоф в Мюнхене.

Архив Рифеншталь, состоящий из 700 коробок, перешёл к её спутнику жизни, оператору Хорсту Кеттнеру, который хранил его на их общей вилле. После его смерти в 2016 году архив перешёл к бывшей секретарше и единственной наследнице Рифеншталь Гизеле Ян. В 2018 году она передала архив Фонду прусского культурного наследия в Берлине.

Творческое наследие

Лени Рифеншталь — выдающаяся личность в мире кинематографа. Она не только актриса, но и режиссёр, сценарист и даже продюсер.

Её фильмография впечатляет своим разнообразием и качеством. Среди её работ можно выделить следующие:

1932 — «Das blaue Licht» (Голубой свет)
1933 — «Der Sieg des Glaubens» (Победа веры)
1935 — «Triumph des Willens» (Триумф воли)
1935 — «Tag der Freiheit! — Unsere Wehrmacht!» (День свободы! — Наш вермахт!)
1938 — «Olympia» (Олимпия)
1954 — «Tiefland» (Долина)
2002 — «Impressionen unter Wasser» (Коралловый рай)

В качестве актрисы Лени Рифеншталь дебютировала в 1925 году в фильме «Wege zu Kraft und Schönheit» (Пути к силе и красоте). В этой картине она исполнила роль танцовщицы.

В дальнейшем она снялась ещё в нескольких фильмах, среди которых:

1926 — «Der heilige Berg» (Священная гора)
1927 — «Der große Sprung» (Большой прыжок)
1928 — «Das Schicksal derer von Habsburg» (Судьба Габсбургов)
1929 — «Die weiße Hölle vom Piz Palü» (Белый ад Пиц Палю)
1930 — «Stürme über dem Montblanc» (Бури над Монбланом)
1931 — «Der weiße Rausch — neue Wunder des Schneeschuhs» (Белое безумие — новое лыжное чудо)
1932 — «Das blaue Licht» (Голубой свет)
1933 — «SOS Eisberg» (SOS — айсберг)

В 1954 году Лени Рифеншталь снялась в фильме «Tiefland» (Долина) в роли испанской танцовщицы Марты.

Как режиссёр Лени Рифеншталь проявила себя в следующих работах:

1933 — «Der Sieg des Glaubens» (Победа веры)
1934 — «Triumph des Willens» (Триумф воли)
1938 — «Olympia» (Олимпия)
1939 — «Osterskitour in Tirol» (Пасхальный лыжный тур в Тироле)
1939 — «Der Wurf im Sport» (Метание в спорте)
1940 — «Kraft und Schwung, die Grundelemente des Turnens» (Сила и импульс, основные элементы гимнастики)
1940 — «Laufen» (Бег)
1940 — «Der Sprung» (Прыжок)
1940 — «Bergbauern» (Горные крестьяне)
1942 — «Wildwasser» (Дикие воды)
1943 — «Schwimmen und Springen» (Плавание и прыжки)
1943 — «Höchstes Glück der Erde auf dem Rücken der Pferde» (Величайшее счастье на земле верхом на лошади)
1944 — «Arno Breker»
1954 — «Tiefland» (Долина)
2002 — «Impressionen unter Wasser» (Подводные впечатления)

Кроме того, Лени Рифеншталь также проявила себя как сценарист. Среди её работ можно выделить:

1933 — «Mademoiselle Docteur»
1939 — «Penthesilea»
1943 — «Van Gogh»
1950 — «Der Tänzer von Florenz»
1950—1954 — «Die roten Teufel»
1955 — «Kobalt 60»
1955 — «Friedrich der Große und Voltaire»
1955 — «Drei Sterne am Mantel der.

Материалы по теме

«Шпион, который себя любил»: история Эдди Чапмена, двойного агента, контрабандиста, афериста и ловеласа
Мужские Мысли2 июля 2024
Убийственный путь Нерона к власти
Мужские Мысли1 мая 2024