Найти в Дзене
Communicative_Chinese

Information gap: его эффективность в обучении языку

Information gap, т.е. информационный пробел — это название очень популярного в КМ типа заданий. Одновременно это — самая частая (хотя не единственная) причина коммуникации между людьми в реальной жизни. Как мы знаем, КМ строит обучение вокруг максимально «живых» ситуаций, поэтому неудивительно, что она подразумевает регулярное применение упражнений такого типа. Information gap образуется, когда один знает то, чего знают другие. У других возникает внутренняя мотивация получить информацию, и этот стимул чуть более сильный, чем просто желание заработать хорошую оценку (или страх заработать плохую, что с т.зр. мотивации довольно вредно). Information gap работает как в парной работе, так и в групповой; как для письменных заданий, так и для устных; и конечно, подходит для учеников любого возраста. Все, что требует от учителя — снабдить часть группы информацией и лишить ее другую часть. Информация при этом может идти от учебника, от учителя или даже от самих учеников (самый коммуникативный ва

Information gap, т.е. информационный пробел — это название очень популярного в КМ типа заданий. Одновременно это — самая частая (хотя не единственная) причина коммуникации между людьми в реальной жизни. Как мы знаем, КМ строит обучение вокруг максимально «живых» ситуаций, поэтому неудивительно, что она подразумевает регулярное применение упражнений такого типа.

Information gap образуется, когда один знает то, чего знают другие. У других возникает внутренняя мотивация получить информацию, и этот стимул чуть более сильный, чем просто желание заработать хорошую оценку (или страх заработать плохую, что с т.зр. мотивации довольно вредно). Information gap работает как в парной работе, так и в групповой; как для письменных заданий, так и для устных; и конечно, подходит для учеников любого возраста.

Все, что требует от учителя — снабдить часть группы информацией и лишить ее другую часть. Информация при этом может идти от учебника, от учителя или даже от самих учеников (самый коммуникативный вариант).

Смотрите в конце этой статьи общие принципы организации information gap и конкретные примеры. Даже если примеры вам не подойдут, принципы вы всегда можете интегрировать в свою работу.

И напоминаю, что преподаватели английского языка уже ушли далеко вперед нас. Поэтому вы можете поискать у них вдохновения так: [лекс / грамм тема ] + esl + information gap (activity). Например, ‘daily routine esl information gap’.

Принцип 1. Дать информацию половине группы

Учитель дает одной половине класса (А) прочитать текст (вторая половина B может в это время писать вопросы, чтобы не сидеть без дела). Затем в пары соединяется ученик из гр. A и ученик из гр. B. Дальше варианты: A рассказывает B текст, а B отмечает, на все ли вопросы A дал ответ. Или B задает вопросы по тексту, A отвечает.

Вариация: учитель раздает половине класса A тексты похожие, но различающиеся незначительными деталями. Второй половине B ставится задача найти одногруппника, у кого есть нужные именно ему детали. Сразу оговаривается, что ученики A не имеют права отвечать на вопросы, а могут только пересказывать текст. Ученики ходят по классу, B выслушивают один и тот же текст, пока не найдут своего партнера.

Принцип 2. Дать двум группам разную информацию.

Учитель делит текст на две части и раздает группам A и B. Затем по парам они должны восстановить полную историю текста путем пересказа или вопросов-ответов.

Вариация: вместо письменного текста учитель дает аудио / видео. Половина группы выходит в коридор слушать свою часть, другая слушает свою в классе.

Принцип 3. Дать двум группам разные роли и частички информации.

Учитель назначает группу A продавцами и дает им список и стоимость товаров. Группа B — покупатели, у них есть бюджет и цель покупки. Ученики в парах переписываются, цель — для B сделать покупку. При этом переговоры идут в письменной форме, во время работы нельзя разговаривать.

Вариация: можно усложнить задание за счет того, что A не знает, какая роль у B. B может быть покупателем, может — воришкой, который планирует ограбить магазин и выведывает информацию, а может быть инспектором, который ищет нарушения. Поэтому A приходится осторожничать и, в свою очередь, задавать много вопросов. Цель — для A определить, кто с ним общается.

Принцип 4. Попросить учеников самих сгенерировать информацию.

Учитель дает всем ученикам начало текста. Дальше каждый должен дописать свою концовку. На парте раскладываются таблички с именами учеников, и каждый из них получает жетоны (это могут быть хоть бумажные круги). Ученики общаются друг с другом, рассказывая свои концовки. Выслушав всех, ученик кладет жетон к тому имени, чья концовка понравилась ему больше других. За себя голосовать нельзя. Выигрывает набравший большинство голосов. Написанные тексты сдаются учителю на проверку.

Вариация: Информацией может быть не только текст, а вообще все, что угодно. Например, рисунок: ученики рисуют свою комнату. Затем они объединяются в пары. Ученик A описывает ученику B свою комнату, не показывая рисунок. B должен ее зарисовать по рассказу. Затем они меняются ролями. Выигрывает пара, у которой максимально совпадут рисунки.

Или A может что-то спрятать в классе, B ищет. И т.д.