В КМ есть два подхода к исправлению ошибок: моментальное (on-the-spot correction) и отложенное (delayed correction). Для каждого есть свое время, обстоятельства и причины. Сегодня поговорим о максимально отложенном исправлении грамматики. Так можно прорабатывать ошибки из ДЗ, с прошлых уроков или даже с серии уроков (один мой коллега собирает ошибки учеников на стикерах в течение пары месяцев и потом делает из них грандиозное занятие).
Задумывая работу над ошибками, важно проанализировать, откуда они взялись. Не каждая оговорка или описка является ошибкой. Но если ученики систематически сбиваются в какой-то теме, надо понять, какая стадия оказалась слабо проработана.
Условно этих стадий 3: презентация (когда тема только осознается), отработка (когда выводим ее в автоматизм) и свободное использование (когда она может путаться с другими темами). Например, ученик не использует в речи 了 — скорее всего, проблема на этапе 1, он не понял, зачем оно нужно. Использует, но периодически ставит не туда — ошибка стадии 2. Путает 了 и 过 — не отработана стадия 3.
Определив, на каком этапе возникла проблема, учитель возвращается на этот этап и еще раз его проходит. (Кстати, по ощущениям, больше всего ошибок возникает от недостатка отработки, этап 2).
Так что делать с грамматическими ошибками?
- Собрать их все в одном месте — выписать примеры из ДЗ в файл, записать ошибки в речи во время урока и т.п.
- Проанализировать разнообразие тем. Если есть явно доминирующая тема, лучше разобраться с ней в течение целого урока, а остальные ошибки отложить на потом. Если у большинства учеников ошибки в одной грамматической структуре, скорее всего, она осталась непонятна на стадии 1. Тогда нужно повторить презентацию и дать много упражнений на отработку (только новых!).
- Если ошибки все в разных темах, пытаемся проанализировать, на какой стадии они возникли (хотя это не всегда возможно). В дальнейшем уроке проводим работу с акцентом на соответствующий этап.
Примеры заданий:
- Аукцион
Учитель готовит примеры предложений на листках. Там вперемешку как ошибочных предложений, так и верных. Ученики делятся на 2 команды, им выдается определенная «сумма денег». Учитель демонстрирует на слайде / зачитывает предложение и указывает стоимость этого предложения. Если команда считает предложение грамматически верным, она покупает его. Если обе команды хотят купить — они должны устроить за него аукцион. В конце, когда все предложения поделены между командами, учитель выводит на экран / презентует список правильных предложений. Выиграла команда, купившая больше правильных предложений.
* Неверные предложения требуют дальнейшего этапа отработки.
- Станции
Учитель готовит в классе «станции» — столы, на которые выкладываются предложения с ошибками. Станций должно быть на 1 больше, чем учеников. Ученики перемещаются между станциями и исправляют предложения в своих тетрадях. Тот, кто закончит раньше всех, может поработать с дополнительной станцией.
* Будет здорово, если на станции будет не по 1 предложению (тогда активность займет 5 минут), а много-много (возможно, по одной теме). А вообще это хороший способ организации подготовки к тесту — помещаете на каждую станцию 1 вид задания из теста с кучей примеров для тренировки и ответами, и класс готовится без вашего участия.
- Mind maps
Вы даете ученикам множество примеров (правильных) использования грамм. структуры. Ученики рисуют mind map, где каждая ветка отвечает за один случай применения этой структуры. Затем они должны рассортировать ваши примеры по ситуации применения и расположить ее на схеме.
*подходит для грамм. структур, у которых очень много вариантов применения, например, 了, 就,виды отрицаний и пр.
- Учитель года
Вы даете каждому ученику лист с предложениями, где есть как верные, так и неверные. Его задача — исправить ошибки. За каждую верно исправленную ошибку он получает 1 юань, за каждых промах — теряет 1 юань. Затем вы выводите лист со своими исправлениями. Кто больше заработал, тот и выиграл. =)
- «Мешалка»
Вы даете классу листы с ошибками на разные темы. Затем формируете группы. Допустим, на 12 учеников — 4 группы. Групп должно быть столько же, сколько и тем! Каждой группе вы даете 1 тему, их задача — выбрать из листа все ошибки, имеющие отношение к своей теме. Затем группа готовит презентацию темы (чтобы каждый мог рассказать правило) и исправленные предложения.
Теперь вы создаете новые группы таким образом, чтобы в одном кружке сидел представитель каждой темы. Теперь групп у вас будет 3. В каждой будет по ученику, отвечающему за 1 тему. Теперь их цель — сделать свою презентацию, т.е. рассказать одноклассникам правило и научить их, исправить ошибки в листе.
Можно усилить эффект, дав после этого индивидуальные упражнения на все 4 темы (и предупредив их об этом заранее). Тогда у учеников будет больше стимула слушать друг друга.
- Текст в помощь
Каждый ученик получает список предложений с ошибками, а также текст. Текст абсолютно грамматически верный. Задача учеников — найти в тексте предложения, аналогичные по структуре их неправильным предложениям и исправить все примеры в листе.