Найти в Дзене
Communicative_Chinese

Как нужно планировать урок

При планировании курса, урока, задания, первый вопрос, который должен возникать у учителя — «какова цель этого?» Ведь время урока — это драгоценный и ограниченный ресурс, который никак не хочется потратить на ложную цель. Но поставить цель урока не так просто, как кажется. Давайте разберемся в понятиях. ❌ Цель урока не равна заданию. «Цель урока — сделать диалог о покупках», «цель — написать сочинение о Празднике весны» — здесь идет путаница уровней. Цель выше уровнем, чем задание. В первом случае целью может быть «развить навык разговорной речи в контексте покупок» или «потренироваться использовать лексику по теме покупок» или «потренироваться использовать вопросительные конструкции» или «потренировать формы вежливости в диалоге» и т.д. Вы видите, что здесь совсем иначе расставляются акценты. И если вы выбрали целью, допустим, «потренироваться использовать вопросительные конструкции», вы уверены, что диалог о покупках — лучший способ ее достижения? ❌ Цель не достигается в один шаг. Е


При планировании курса, урока, задания,
первый вопрос, который должен возникать у учителя — «какова цель этого?» Ведь время урока — это драгоценный и ограниченный ресурс, который никак не хочется потратить на ложную цель.

Но поставить цель урока не так просто, как кажется. Давайте разберемся в понятиях.

❌ Цель урока не равна заданию. «Цель урока — сделать диалог о покупках», «цель — написать сочинение о Празднике весны» — здесь идет путаница уровней. Цель выше уровнем, чем задание. В первом случае целью может быть «развить навык разговорной речи в контексте покупок» или «потренироваться использовать лексику по теме покупок» или «потренироваться использовать вопросительные конструкции» или «потренировать формы вежливости в диалоге» и т.д. Вы видите, что здесь совсем иначе расставляются акценты. И если вы выбрали целью, допустим, «потренироваться использовать вопросительные конструкции», вы уверены, что диалог о покупках — лучший способ ее достижения?

❌ Цель не достигается в один шаг. Если у вас цель урока «улучшить почерк», и все, что ученикам нужно сделать для этого — прописать иероглифы, то этого мало для одного задания. Сделайте ее тогда подцелью для более серьезного навыка — например, «потренироваться писать открытки».

✔ Целей может быть несколько. Особенно, если урок длинный. В идеале они должны быть связаны между собой.

✔ При постановки цели нужно отталкиваться от нынешнего уровня группы. Цель — это тот прирост в знаниях и навыках, который ученики получат за время урока.

✔ Цель может быть неязыковая. Это может быть что-то материальное (проект): фильм, афиша, мероприятие и пр. Она может быть воспитательная, этическая и т.д. Но поскольку у нас все-таки уроки языка, лучше такими вещами не увлекаться.

✔ Цель урока должна поддерживаться заданиями. Это уже следующий этап работы с планом — когда вы верно определили главную цель урока, проверьте, что цели каждого задания помогут к ней приблизиться.

Алгоритм планирования урока:

  1. Спросите себя: «какой прирост знаний у учеников я хочу получить за время урока?» Если урок 40-60 мин, выберите 1 цель; если больше, возьмите две.
  2. Продумайте 1 задание, которое докажет вам, что ученики достигли цели. Например, цель — «потренировать навык чтения»; как вы поймете, что они эффективно поработали? Наверное, они смогут прочесть не самый простой текст и ответить на очень детальные вопросы по нему. Вот это задание будет вашим самым главным, ключевым, которое будет почти в конце урока, и на которое вы потратите больше всего времени.
  3. Что нужно, чтобы выполнить ключевое задание? Начните «разматывать» цепочку, выстраивая задания снизу вверх. Очевидно, чтобы ответить на детальные вопросы по тексту. надо сначала понять общий смысл… надо узнать новую лексику и грамматику… возможно, потренировать их… надо погрузиться в контекст истории… вот вы и проставили цели для предыдущих шагов урока.
  4. Продумайте, какие именно задания реализуют проставленные вами цели лучше всего. Если вы хотите презентовать лексику для текста, стоит это делать на слух или визуально (показать иероглифы)? Если погружаться в контекст истории, как это лучше сделать? Вот вы прописали все задания урока.
  5. Добавьте стандартные проверки ДЗ и резюме в конце занятия — и ваш урок чтения готов.