Найти в Дзене
Communicative_Chinese

Зачем писать планы уроков

В России в сфере образования существует такая гигантская пропасть между официально оформленным и фактически реализуемым, что позвольте мне не говорить сейчас о планах уроков по ФГОС, которые мы обязаны писать в учреждениях основного образования. ФГОС — тема отдельная, и я бы с большим интересом посмотрела на человека, который реально преподает, соблюдая все их требования. Итак, кроме отчетности, в первые годы работы я не понимала, зачем нужен план урока. Если ты профессионал (а я после выпуска из вуза считала себя куда большим специалистом, чем сейчас 😂), знаешь язык, зачем тебе план? Приходишь в класс, открываешь учебник и вперед! Мои более осознанные коллеги спорили со мной, что надо готовиться: они вот за полчаса до урока пролистывали учебник и отмечали галочками задания, которые будут использовать. Шок у меня случился, когда я зашла в кабинет к завкафедрой вуза, где работала. Опытнейший преподаватель, профессор, она сидела над бумагами и отказалась меня принять, потому что «готови
Оглавление

В России в сфере образования существует такая гигантская пропасть между официально оформленным и фактически реализуемым, что позвольте мне не говорить сейчас о планах уроков по ФГОС, которые мы обязаны писать в учреждениях основного образования. ФГОС — тема отдельная, и я бы с большим интересом посмотрела на человека, который реально преподает, соблюдая все их требования.

Итак, кроме отчетности, в первые годы работы я не понимала, зачем нужен план урока. Если ты профессионал (а я после выпуска из вуза считала себя куда большим специалистом, чем сейчас 😂), знаешь язык, зачем тебе план? Приходишь в класс, открываешь учебник и вперед! Мои более осознанные коллеги спорили со мной, что надо готовиться: они вот за полчаса до урока пролистывали учебник и отмечали галочками задания, которые будут использовать.

Шок у меня случился, когда я зашла в кабинет к завкафедрой вуза, где работала. Опытнейший преподаватель, профессор, она сидела над бумагами и отказалась меня принять, потому что «готовилась к паре». Наверное, я неделю размышляла о том, к чему там готовиться преподавателю такого уровня. А чуть позже случилось и мое первое знакомство с коммуникативной методикой. Тогда я поняла, что без плана мне не жить.

Методика предлагала техники преподавания без перевода на русский язык, а также более эффективные и интересные задания. Но их надо было продумывать, и тщательнейшим образом. Порой я сидела по часу, размышляя над одной лексической единицей — как без русского языка объяснить слово? Как научить иероглифу? Как отработать новый звук?

Апогей страданий пришелся на мое обучение на кембриджском курсе CELTA. На один план урока у меня уходило по 5-6 часов, а преподавали мы через день! Вы бы знали, как обидно часами читать в словаре значения простейших слов типа «кофе». Но вы бы знали, как это меняет преподавание! В конце курса, отвечая на вопрос «Самое нелюбимое на CELTA», я написала «Планы уроков». На вопрос «Самое полезное на CELTA», я тоже ответила «Планы уроков». 😂

Учитель без плана:

1. Не определил для себя цель урока, а значит, не осознает, к какому результату он ведет учеников.

2. Идет по учебнику — а значит, ведет учеников к тем целям, которые поставили его ученикам авторы учебников, а не он сам.

3. Отвечая на вопрос учеников, может уйти в другую тематику минут на 15 — а значит, позволяет ученикам вести урок.

4. Сталкивается с проблемой «Осталось 15 минут, а мы уже все сделали».

5. Сталкивается с проблемой «Урок закончился, а мы многое не успели».

6. Воспринимает ошибки учеников как нечто удивительное и с сожалением тратит время на их исправление.

7. Отдохнул дома и устал на уроке.

Учитель с планом:

1. Четко знает, какова цель урока — т.е. как изменятся языковые навыки учеников через 45 минут.

2. Уже подобрал только те задания, которые поведут учеников к цели.

3. Продумал время выполнения каждого задания.

4. Продумал, какие доп.задания даст тем, кто работает быстрее и начинает скучать.

5. Продумал, какие ошибки могут сделать ученики в новой теме и подготовил задания для их профилактики.

6. Может позволить себе отвлечься на вопросы ученика, если знает, что это не препятствует достижению цели урока.

7. Устал дома и отдыхает на уроке.