"Его сделала мечтателем неискоренимая вера во все светлое и прекрасное, чего он был лишен в жизни. В доме, где царил расчет и корысть, эта вера помогла ему вырасти человеком благородным и щедрым"
Над этим романом я настоящие слёзы проливала, там правда много трогательных моментов. Я училась тогда в девятом что ли классе и читала всё подряд Диккенса, что попадалось.
И вот попалась "Крошка Доррит". И вот оно свершилось, пришла пора, она (то есть я) влюбилась. В главгероя Артура Кленнэма.
Сию статью я пишу в рамках вот этого конкурса:
Первое, что про него сообщают - что он мужчина лет сорока, со смуглым и немного печальным лицом. Собственно, о внешности всё.
Что касается его зрелых лет, то по свежести чувств и непосредственности реакций он максимум двадцатипятилетний, так что информация о его возрасте у меня из головы моментально выветрилась. И точно так же выветрится у вас, если будете читать, потому что Диккенс дальше по ходу как будто забывает о том, что его персонажу сорок.
Артур Кленнэм ведёт себя как юноша - остро реагирует на несправедливость, горько переживает равнодушие матери, искренне восхищается благородством и силой духа своей новой знакомой - Эми Доррит. Быстро сходится с людьми, способен увлекаться и влюбляться и без раздумий бросается на помощь тем, к кому испытывает сочувствие.
При этом и сам он вполне достоин сочувствия - у него очень мрачное было детство, невесёлая юность (отсюда его печаль), долгое время он провёл вдали от Англии, на Востоке, выполняя сыновний долг и помогая отцу в торговых делах (отсюда его экзотически смуглый цвет лица), хотя к торговле душа у него не лежала абсолютно.
До некоторой степени меня заразила своими чувствами Крошка Доррит, которая, похоже, влюбилась в него сразу - и практически призналась в этом открытым текстом в тот вечер, когда первый раз опоздала к закрытию ворот Маршалси (глава "Бал Крошки Доррит")
Маршалси - это долговая тюрьма. И Крошка Доррит там родилась, потому что её слабовольный отец, запутавшись в денежных делах, засел бессрочно вместе со всей семьёй. Жёнам и детям узников Маршалси разрешали жить тут же, такое вот место. Не понаслышке знакомое Диккенсу. Его родители тоже какое-то время обретались в долговой тюрьме.
И вот в эту Маршалси во втором томе романа попадает Артур Кленнэм, и знаете почему? Потому что вложил свои деньги и деньги своего компаньона в финансовую пирамиду. Представьте себе, это не двадцатого века изобретение - во-первых. И во-вторых, Диккенс блестяще описал механизм и психологические аспекты втягивания людей в подобные аферы.
Так вот. Герой моего романа и тут повёл себя достойно. Когда стало известно, что пирамида рухнула и что вот-вот покатится волна банкротств, стряпчий объяснил Кленнэму:
те, кто не попался на удочку, будут обливать их [попавшихся] презрением за то, что они не оказались столь же предусмотрительными, а те, кто попался, сумеют найти себе извинения и оправдания, отказывая в этом своим товарищам по несчастью; не говоря уже о том, что каждая отдельная жертва станет с возмущением уверять себя, что никогда бы не поддалась на обман, если б ее не увлекли своим примером другие.
Артур Кленнэм втянул в эту историю своего компаньона Дэниэла Дойла, убедив вложить деньги в "выгодное предприятие" (Артур - увлекающаяся натура, как я уже имела случай сообщить, ещё и за это я его полюбила 😋) Теперь он чувствует свою ответственность, не пытается обелить себя, не пытается спасти хотя бы часть денег за счёт компаньона, находящегося в этот момент за границей. Наоборот, он переводит почти всё, что у него осталось, на баланс фирмы, чтобы по мере сил предотвратить неплатежи, и обращается к кредиторам с письмом, в котором подтверждает непричастность своего компаньона к случившемуся и берёт всю вину на себя.
Уведомление вышло в свет, и буря забушевала. Тысячи людей жаждали случая сорвать на ком-нибудь свой гнев — и вот случай представился: нашелся живой человек, сам пригвоздивший себя к позорному столбу. Если даже люди, совершенно непричастные к делу, с ожесточением набросились на виновного, чего ж можно было ожидать от тех, кого его вина ударила по карману?
Короче, упрятали Артура в долговую тюрьму. Но Диккенс не был бы Диккенсом, если бы не позаботился о столь симпатичной личности. Именно в тюрьме Артур узнаёт, что Эми его любит, и любит давно. Компаньон Дойл разрулил финансовые траблы и вытащил его из тюрьмы. И, выйдя за ворота под руку со своей Эми, Артур прямым ходом пошёл в церковь святого Георгия и обвенчался с ней. И я, даже когда читала эту книгу в первый раз, не ревновала ни капли. Потому что желала герою моего романа только счастья)
Кроме всего прочего, у Артура Кленнэма очень приятная манера общения, доброжелательность, деликатность и достоинство.
Роман толстый, как два телефонных справочника. Не самый знаменитый у Диккенса. Местами, возможно, действительно громоздкий. На современный вкус особенно. Но Министерство Волокиты и финансовые аферы изображены классно. Артуру Кленнэму автор многое дал от себя, от своей личности, может, поэтому такой обаятельный персонаж получился.
И иллюстрацией пусть будет портрет Диккенса. Всё равно ни один иллюстратор романа не справился с этим образом. А сериал я и вовсе не смотрела))