Найти в Дзене
Записки учителя

Почему я перестал проводить лыжные уроки

В прошлой статье я упомянул, что были как объективные, так и субъективные причины такого отказа. Начну, пожалуй, с субъективных. Я сам очень небольшой любитель лыжного спорта, да и не был к нему приучен с детства. Мой лыжный "спорт" в детстве и отрочестве - это неспешные прогулки с братом (изредка дед присоединялся) по заснеженным лугам, полям, да лесам, да лихие спуски с высокого холма, на котором стояла и стоит наша деревня. В старших классах школы (я перешёл в другую более крупную школу в 10-м классе) попал я к учителю физкультуры, который тогда был молодым любителем лыжного спорта (сейчас почти в 50 и вовсе стал фанатом!). Настрадаться тогда мне пришлось немало! Оказалось, что скоростной бег на лыжах - это вовсе не моё! Если с просто бегом (хоть скоростным, хоть на выносливость) проблем не было, то с деревяшками, прикреплёнными к ногам ("пластика" мне тогда не доверяли) организм мой справляться отказывался. Ну не сумел я в школе "поймать" технику лыжного бега, как учитель не старал

В прошлой статье я упомянул, что были как объективные, так и субъективные причины такого отказа. Начну, пожалуй, с субъективных. Я сам очень небольшой любитель лыжного спорта, да и не был к нему приучен с детства. Мой лыжный "спорт" в детстве и отрочестве - это неспешные прогулки с братом (изредка дед присоединялся) по заснеженным лугам, полям, да лесам, да лихие спуски с высокого холма, на котором стояла и стоит наша деревня. В старших классах школы (я перешёл в другую более крупную школу в 10-м классе) попал я к учителю физкультуры, который тогда был молодым любителем лыжного спорта (сейчас почти в 50 и вовсе стал фанатом!). Настрадаться тогда мне пришлось немало! Оказалось, что скоростной бег на лыжах - это вовсе не моё! Если с просто бегом (хоть скоростным, хоть на выносливость) проблем не было, то с деревяшками, прикреплёнными к ногам ("пластика" мне тогда не доверяли) организм мой справляться отказывался.

Ну не сумел я в школе "поймать" технику лыжного бега, как учитель не старался! В вузе мне её, конечно, поставили худо-бедно, но, замечу, у меня супруга до сих пор бежит хоть и значительно хуже по результату, но куда техничней. Проблема моя была в том, что я ко времени старшей школы уже достаточно давно занимался другими видами спорта. Начинал с лапты, а потом на достаточно длительный срок буквально влюбился в футбольную "раму" (благодаря этому, кстати, и зрение сильно ухудшил). А это совсем иная (причём уже поставленная) техника передвижений. А переучиваться, как известно, всегда труднее, чем учиться. С лыжами, в общем, встретился потом уже в универе (между школой и вузом было 3 года учёбы в педколледже, где я начал активно заниматься лёгкой атлетикой и лыж вовсе не видел, и год работы в школе, где о лыжах уже давно не было слышно, хотя мой первый напарник и был лыжником в прошлом).

И, знаете, на факультете ФиС (физической культуры и спорта) нашего регионального университета я с лыжами и примирился, и даже как-то полюбил. Начал активно вести уроки лыжной подготовки в школе (благо тогда (в 2004-2005 годах) начались в ошалевшие от недостатка спортинвентаря школы более или менее массовые региональные и федеральные поставки), начал бегать сам, сначала с женой по выходным, а потом и на соревнованиях. Пытались и детей приучить к лыжному спорту (тогда это ещё по деньгам выходило). А вот тут не получилось. Если старший сын вплоть до выпуска из школы и бегал периодически, и даже на соревнованиях выступал, то дочь, только начав заниматься баскетболом во 2-м классе, практически сразу запрятала лыжи в дальний угол сарая. А младший и вовсе ограничился только элементарными навыками передвижений, а потом заявил, что его кататься научили, вот и успокойтесь.

В общем, в этом плане (приучения к лыжам) оказался я плохим родителем. Наверное, потому, что особо-то приучать и не стремился. Тем более, что и мы с супругой тоже со временем лыжи забросили, хотя и имеет смысл как только снежка выпадет побольше всё-таки прогуляться в лес и немного отдохнуть. Я, честно говоря, последний раз становился на лыжи в уже далёком предпандемийном 2019 году, супруга заставила (скорее, заставили) себя пробежать массовый забег на Лыжне России двухлетней давности. Если я не ошибаюсь, то тем же 2019 годом датируются и мои последние лыжные уроки. Но там подоспели и объективные причины.

Во-первых (и это шло с самого начала), в условиях двухсменной школы с достаточно большим числом учеников и нехваткой помещений очень мало возможностей "играть" с расписанием уроков. Двухурочные занятия по лыжам так и остались моей неосуществимой мечтой, а одноурочные (особенно в начальной школе) были весьма трудоёмки в плане контроля хронометража, да и малоэффективны. Во-вторых, материальная база, к сожалению, не вечна. Даже бюджетная лыжная штамповка, хотя и не позволяет успешно выступать на соревнованиях, но весьма "малоубиваема". По этой причине у меня до сих пор на хранении 40+ пар лыж. Но вот бюджетной цены рантовые ботинки и такие же пластиковые палки банально являются расходным материалом (палки так и вовсе при малейшем шухере чуть ли не через урок ломались).Так что сейчас я при всём желании дай боже соберу 16-20 комплектов для начальной школы и 4-6 комплектов для детей постарше.

А в-третьих, банально негде стало заниматься. Парк недалеко от школы теперь застроен. Там появился Центр культурного развития, детская площадка и куча малых архитектурных форм. Бывший недалёкий от школы "школьный" стадион (честно говоря, просто пустырь, но на котором были когда-то футбольные ворота и волейбольные стойки, но на котором зимой вполне себе можно было перемещаться на лыжах) превратился в городской полигон для вывоза с улиц снега, а оставшаяся площадь используется как автостоянка в рыночные дни. Пришкольная же спортивная площадка и раньше школе толком не принадлежала (на ней могли залить каток или использовать зимой в каком-то другом качестве), а теперь (после реконструкции покрытия) и вовсе находится в непонятном состоянии. Вот так вот, собственно...